Анализы товарных рынков в сферах промышленности и строительства за период 11 мес. 2015 года

АНАЛИЗ РЫНКОВ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПЕСКА И ЩЕБНЯ

КРЕМЗК в соответствии с Планом Комитета по проведению анализов товарных рынков на 2015 год ( в реализацию п.12 Комплексного плана по оптимизации цен на жилье в г. Астане ) проведен анализ рынка прозводства и реализации песка и щебня в географических границах областей, гг. Астана и Алматы ( за исключением объединенных границ г. Астаны и Акмолинской области, а также г. Алматы и приграничных районов Алматинской области за период 2013 – 2014 гг.

Как показал проведенный анализ, рынок строительного песка в большинстве регионов является умеренноконцентрированным, рынок щебня – высококонцентрированным.

В целом рынки строительного песка и щебня благоприятно адаптированы к рыночным условиям и, в случае повышения потребности, смогут своевременно подстроиться под сложившиеся условия.

Однако, несмотря на имеющиеся ресурсы и запасы, а также количество игроков на рынке, вхождение на рынки песка и щебня затруднено рядом барьеров, в т.ч. административных, что неминуемо влечет за собой риски их монополизации и необоснованного роста цен:

— отсутствие разграничения оснований для проведения аукциона либо тендера

В соответствии с Правилами предоставления права недропользования, утвержденными ППРК от 30.12.2010 г. № 1456, предусмотрены 2 конкурсных способа предоставления права недропользования – аукцион и тендер.

При этом под аукционом понимается упрощенная процедура определения победителя из числа участников конкурса, представивших заявки на участие в аукционе.

Учитывая упрощенный характер проведения аукциона, видится необходимым уточнение в Правилах недропользования, в каких случаях проводится аукцион, а в каких – тендер, а также конкретизация видов аукциона и тендера;

— требования конкурса на предоставление права недропользования ( приобретение на платной основе геологической информации, невозвратность взноса за участие в конкурсе )

Согласно Правилам недропользования конкурсное предложение заявителя должно включать в себя в том числе копию документа, подтверждающего оплату за приобретение геологической информации. Стоимость пакета геологической информации возврату не подлежит.

Однако, как показывает мировая практика, рассекречивание и свободное предоставление геологической информации является нормальной практикой привлечения инвестиций ( к примеру, в России геологическая информация предоставляется юридическим и физическим лицам бесплатно в порядке оказания государственной услуги ).

 

Еще одним условием конкурса согласно Правилам недропользования является невозвратность взноса за участие в конкурсе. Размер взноса за участие в конкурсе устанавливается на усмотрение МИО и, в среднем, составляет 40 МРП.

Данное конкурсное условие, по нашему мнению, представляется необоснованным в следующих случаях, предусмотренных Правилами недропользования:

— если конкурс признан несостоявшимся;

— если лицо участвовало в конкурсе, но не выиграло.

При этом предоставление участникам конкурса – потенциальным недропользователям геологической информации на безвозмездной основе, а также обеспечение возвратности взноса способствовали бы привлечению на конкурс большего числа участников, повышая уровень конкуренции;

— не проведение МИО конкурсов на предоставление права недропользования, несмотря на наличие свободных от недропользования участков недр

В соответствии с Правилами недропользования МИО области, города республиканского значения, столицы формирует перечни участков недр на предоставление права недропользования на разведку или добычу общераспространенных полезных ископаемых.

При этом, по информации хозсубъектов, местными исполнительными органами, уполномоченными на проведение конкурсов на предоставление права недропользования, несмотря на наличие резервных участков недр, не проводятся конкурсы с2013 года ( после снятия моратория на проведение конкурсов, введенного в 2007 году ).

Такие действия со стороны МИО создают барьеры входа на рынок, а также приводят к монополизации рынка;

— государственное участие в лице подведомственных предприятий МИО

Административным барьером развития конкуренции, по мнению субъектов рынка, является присутствие государства на рынках песка (песчано-гравийной смеси) и щебня:

 в Южно-Казахстанской области – ТОО «Автострой-Шымкент», ТОО «Сайрам Транс Онтустик», ТОО «Каратау тас»;

 в Западно-Казахстанской области – ТОО «Құрылыс құм», ТОО «Желаев құмтасы», ТОО «Жайык-Недра», ТОО «Миргород құмтасы»;

 в Кызылординской области – ТОО «Казкум-Ордазы», ТОО «Сарман-Тастак-Жанакорган», ТОО «Шиели Тас-Онтустик».

Как показал анализ, не все вышеуказанные предприятия включены в Комплексный план по приватизации на 2014 – 2016 гг.

Так, ТОО «Сайрам Транс Онтустик» и ТОО «Каратау тас»не состоят в Перечне предприятий организаций коммунальной собственности, подлежащих приватизации.

ТОО «Казкум-Ордазы», ТОО «Сарман-Тастак-Жанакорган»,ТОО «Шиели Тас-Онтустик»,в свою очередь, не вошли в Переченьдочерних, зависимых организаций национальныхуправляющих холдингов, национальных холдингови иных юридических лиц, являющихсяаффилиированными с ними, предлагаемых кпередаче в конкурентную среду;

— присутствие на рынке значительного числа субъектов, осуществляющих деятельность без соответствующих разрешительных документов, а также субъектов, имеющих контракты на недропользование, но не ведущих добычу

Субъектами рынка в числе проблем отмечается несанкционированная добыча нерудных строительных материалов, в особенности песка, что приводит к недобросовестной конкуренции и росту «теневого» сектора экономики.

Кроме того, на рынке присутствуют субъекты, имеющие контракт на недропользование, но не осуществляющие добычу, что также воспрепятствует развитию реальной конкуренции на рынке;

— отказ банков второго уровня в выдаче кредитов под залог права недропользования участком недр

Законом «О недрах и недропользовании» предусмотрена передача в залог права недропользования (его части), объектов, связанных с правом недропользования, с разрешения МИО области, города республиканского значения, столицы.

В то же время, по информации субъектов, банки второго уровня отказывают в выдаче кредитов под залог права недропользования, что лишает субъектов возможности привлечения заемных средств для развития производства.

По итогам проведенного анализа, с учетом выявленных барьеров и системных проблем, заинтересованным государственным органам (МИР, МИО и др.) предложено рассмотреть возможность:

 включения ТОО «Сайрам Транс Онтустик» иТОО «Каратау тас» в Перечень предприятий организаций коммунальной собственности, подлежащих приватизации, утвержденный ППРК от 31.03.2014 г. № 280, ТОО «Казкум-Ордазы», ТОО «Сарман-Тастак-Жанакорган» и ТОО «Шиели Тас-Онтустик» в Переченьдочерних, зависимых организаций национальныхуправляющих холдингов, национальных холдингови иных юридических лиц, являющихсяаффилиированными с ними, предлагаемых кпередаче в конкурентную среду, утвержденный ППРК от 31.03.2014 г. № 280;

 ускорения процесса передачи в конкурентную среду ТОО «Автострой-Шымкент», ТОО «Құрылыс құм», ТОО «Желаев құмтасы», ТОО «Жайык-Недра», ТОО «Миргород құмтасы»;

 внесения изменений в законодательство о недрах и недропользовании в части:

— предоставления недропользователям геологической информации на безвозмездной основе и рассекречивания геологической информации;

 обеспечения возвратности взноса за участие в конкурсе на предоставление права недропользования;

— разграничения оснований для проведения тендера и аукциона, учитывая упрощенный характер аукциона;

— обязательного включения в условия контракта положения об изъятии, в случае, если участок недр не разрабатывается либо не ведется добыча в течение определенного периода времени и др.

В целом работа на проанализированных рынках будет продолжена КРЕМЗК в рамках реализации решений 42-го заседания МСАП и 28-го заседания Штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства государств-участников СНГ, которыми предусмотрено проведение в период 2015-2016 гг. совместного анализа состояния конкуренции на рынках нерудных строительных материалов государств-участников СНГ.

 

АНАЛИЗ РЫНКА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ АРМАТУРЫ

КРЕМЗК в соответствии с Планом Комитета по проведению анализов товарных рынков на 2015 год ( в реализацию п.12 Комплексного плана по оптимизации цен на жилье в г. Астане ) проведен анализ рынка реализации строительной арматуры в границах областей, гг. Астана и Алматы за период 2013 – 2014 гг.

Как показал проведенный анализ, рынок по итогам 2013 года охарактеризовался как высококонцентрированный с неразвитой конкуренцией. Наиболее крупные игроки на рынке — АО «АрселорМиттал Темиртау», ТОО «Компания Модуль-А», ТОО «Мечел Сервис Казахстан».

Однако, в связи с выходом на рынок в 2014 году новых игроков ( казахстанского — ТОО «ЕвразКаспианСталь», металлотрейдеров — ТОО «МеталлСервис- KZ » и ТОО «Торговый дом ММК-Казахстан» ) , степень концентрации рынка изменилась с высокой на умеренную с недостаточно развитой конкуренцией.

С учетом количественных и качественныхкритериев определения доминирующего положения,включение субъектов в Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, не представилось возможным.

К основным барьерам входа на рынок можно отнести барьеры экономического характера — капитальные затраты (первоначальные инвестиции). Однако, как показал анализ, в анализируемый период на рынке появились новые игроки, что говорит о динамичности развития рынка и преодолимости установленных барьеров.

В числе выявленных проблемных вопросов, препятствующих развитию отечественного рынка арматуры :

— рост конкуренции со стороны российских и узбекских производителей (через металлотрейдеров). Так, на долю российских и узбекских металлотрейдеров ( ТОО «Мечел Сервис Казахстан», ТОО «ЕвразМеталл Казахстан», ТОО «Торговый дом ММК-Казахстан», ТОО «ТМК-Казахстан», ТОО «Армада Инвест», ТОО «Торговый дом «Сталь Импекс», ТОО «Компания Модуль-А», ТОО «ПКФ» ТИТАН», ТОО «Фирма Стальной Союз», ТОО «Уралметаллинвест» ) пришлось в 2013 году более 50 % от общего годового объема реализации арматуры в республике и более 39 %  в 2014 году;

— недозагруженность производственных мощностей отечественных заводов ( к примеру, фактическая загруженность АО «Актауский литейный завод» составила в 2013 г. – 9 %, в 2014 г. – 4 %; ТОО «Кастинг» – 15 % и 31 % соответственно ) ;

— недоверие к качеству казахстанской арматуры ( строительными компаниями и компаниями-посредниками на рынке реализации арматуры отмечается, что превалирующая доля потребления российской арматуры связана с ее более высоким качеством и прочностью в сравнении с казахстанской ) , при том, что продукция соответствует требованиям в области технического регулирования;

— неразвитость «каналов распределения» арматуры у отечественных предприятий ( казахстанские производители арматуры не имеют развитых сетей продаж арматуры в регионах: реализация осуществляется, как правило, через посредников, что делает отечественную металлопродукцию менее конкурентоспособной (с учетом торговой надбавки (маржи) посредников при реализации конечным потребителям). При этом, напрямую конечным потребителям — строительным компаниям казахстанскими заводами реализуется лишь незначительный объем арматуры ) .

В целом в арматурной отрасли имеется потенциал достижения полного импортозамещения отечественной продукцией внутреннего рынка, с дальнейшей переориентацией на экспорт.

По итогам проведенного анализа рынка реализации арматуры , в целях разрешения проблемных вопросов отрасли,направлены в Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан следующие предложения:

1. Проработать с отечественными производителями арматуры вопрос изменения маркетинговой политики на рынке реализации арматуры (например, посредством создания и развития сети представительств, торговых домов, складов в регионах республики);

2. Совместно с МНЭ РК и НПП «Атамекен» рассмотреть возможность:

— включения арматуры в перечень биржевых товаров, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 апреля 2011 года № 375;

— использования стеклопластиковой композитной арматуры(новых современных строительных материалов, использование которых также может способствовать снижению цен на жилье), в том числе в качестве альтернативы металлической арматуре;

— повышения качества казахстанской металлопродукции и импортозамещения.

АНАЛИЗ РЫНКА РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕМЕНТА

КРЕМЗК в соответствии с Планом Комитета по проведению анализов товарных рынков на 2015 год ( в реализацию п.12 Комплексного плана по оптимизации цен на жилье в г. Астане ) проведен анализ рынка реализации цемента в границах областей, гг. Астана и Алматы за период 2013 – 2014 гг.

Как показал проведенный анализ, в большинстве регионов ( гг. Астана и Алматы, Карагандинская, Восточно-Казахстанская, Алматинская, Акмолинская, Мангистауская, Жамбылская, Кызылординская области ) сохраняется высокая степень концентрации рынка с неразвитой конкуренцией.

Однако, в анализируемый период в отдельных регионах имело место снижение уровня концентрации рынка, вследствие выхода на рынок новых игроков — ТОО «Казахцемент» и ТОО «КаспийЦемент», запуска новой линии «сухого» производства цемента в АО «Карцемент», а также расширения географии сбыта ТОО «Жамбылская цементная производственная компания», что привело к:

— перераспределению рынка (потере импортерами доминирующих позиций на рынке в отдельных западных регионах Казахстана и усилению позиций отечественных заводов);

 снижению цен на цемент (на 13 % с января 2014 г. по июнь 2015 г. — по данным статистики) ;

— сокращению уровня импортозависимости рынка (с 20,1% в 2013 г. до 12,7% в 2014 г.).

Несмотря на наметившиеся положительные тенденции, действующими и потенциальными участниками рынка отмечаются следующие барьеры расширения и входа на рынок:

экономические: значительные первоначальные капиталовложения, а также длительные сроки окупаемости; высокие затраты на электроэнергию ( учитывая энергоемкость «мокрого» способа производства цемента, применяемого большинством отечественных заводов ) и услуги магистральной железнодорожной сети ( в большей степени вследствие удаленности заводов от некоторых регионов ) , а также аренду подвижного состава; высокие амортизационные отчисления на основные фонды;кредитные риски при поставке цемента в долг и т.д.;

технологические: ограниченные мощности предприятий; необходимость наличия специализированных баз (силосов) для хранения и складирования цемента; применение большинством заводов затратного «мокрого» способа производства цемента и др.;

организационные : нехватка подвижного состава (хопперов-цементовозов), а также отсутствие необходимых условий на ж/д станциях Мынарал и Чиганак для транспортировки большого объема цемента ж/д транспортом; отдаленность некоторых регионов от мест дислокации отечественных заводов; сезонность реализации товара; остановки производств при проведении плановых и аварийных ремонтов и др.

Существенных административных барьеров для входа субъектов на анализируемый рынок не выявлено, за исключением чрезмерного контроля со стороны органов дорожной полиции и транспортного контроля при транспортировке цемента цементовозами.

К существующим проблемным вопросам развития отрасли можно отнести:

— износ основных фондов, низкие темпы модернизации и внедрения новых энергосберегающих технологий ( цемент производится преимущественно устаревшим «мокрым» способом, при его применении расходы на энергию составляют до 40% себестоимости ) ;

— недозагруженность производственных мощностей отечественных заводов(в 2014 г. общая загруженность составила 75%);

— недостаточный спрос на отечественный цемент.

При этом, несмотря на имеющийся потенциал и производственные возможности производителей цемента, в целом отмечается низкий уровень экспорта.

Кроме того, НПП «Атамекен» отмечает возможное перенасыщение рынка цемента на территории Евразийского экономического союза ( далее – ЕАЭС ) и, как следствие, необходимость оценки и прогнозирования развития отрасли строительных материалов в государствах-участниках ЕАЭС.

В этой связи Министерством национальной экономики, на этапе согласования Плана научно-исследовательских работ ЕЭК на 2015 г.(далее – План) , рекомендовано ЕЭК включить в План исследование состояния конкуренции, дальнейших тенденций и прогнозов развития трансграничного товарного рынка цемента государств — членов ЕАЭС.

ЕЭК, с учетом рекомендаций сторон, запланировано проведение в т.г. данного исследования ( исследование включено в План, утвержденный распоряжением Коллегии ЕЭК от 21.04.2015 г. № 37 ) .

По итогам проведенного анализа рынка цемента:

1. Внесены соответствующие изменения в Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение ( с учетом выхода на рынок новых игроков,укрепления позиций на рынке отечественных заводов в регионах, где ранее доминировали импортеры, расширения географии сбыта отдельных игроков и др. ) .

2. Направлены в Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан ( далее – МИР ) предложения по устранению либо снижению выявленных барьеров расширения / входа на рынок, а также разрешению проблемных вопросов, в т.ч.:

— создание условий для повышения информационной открытости рынка путем организации доступа цементных заводовк информации о потребности в цементе в рамках реализации проектов с участием государства;

— строительство и ввод новых мощностей (модернизация действующих производств) в целях устранения территориальной диспропорции в размещении цементных заводов и полного отказа от импорта,с учетом возможного перенасыщения рынка на территории ЕАЭС;

— строительство клинкерно-цементных терминалов. Создание сети таких терминалов позволит значительно сократить транспортные расходы ввиду отказа от специальных вагонов-цементовозов, в некоторой степени нивелировать сезонность работы цементных заводов, а также более рационально использовать местное сырье в качестве активных минеральных добавок.

Кроме того, предложено МИР совместно с цементными заводами проработать целесообразность реализации пункта 63 Плана мероприятий по мерам поддержки промышленных предприятий на 2015 год (предусматривающего снижение ж/д тарифов для отечественных производителей цемента в Западном направлении для строительства жилья в рамках Программы развития регионов до 2020 года) в связи с отсутствием заявок цементных заводов на установление ВПК к тарифу на услуги магистральной железнодорожной сети с начала года в рамках реализации указанного пункта, а также с учетом доли транспортной составляющей в цене цемента и темпов строительства в западных регионах .