Аналитический отчет по результатам анализа рынка услуг подачи-уборки вагонов к фронтам погрузки и выгрузки локомотивом в географических границах города Астаны

Департаментом Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства Национальной экономики Республики Казахстан по городу Астана (далее – Департамент) по поручению Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее – Комитет), а также на основании неоднократных жалоб, проведен анализ рынка услуг «подача-уборка вагонов к фронтам погрузки и выгрузки локомотивом» в географических границах города Астаны за 2014-2015 годы.

В Государственном реестре субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на регулируемых рынках (далее — Реестр),по виду деятельности «подача-уборка вагонов к фронтам погрузки и выгрузки локомотивом» в границах г.Астаны с 2012 г. состоят АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» (далее — КТЖ) и ТОО «Астанинское железнодорожное хозяйство» (далее — АЖДХ) с совокупной долей доминирования свыше 50 %.

Согласно предоставленной ГУ «Департамент юстиции города Астана» информации,на данном рынке присутствуют следующие субъекты рынка: КТЖ, АЖДХ, ТОО «Аждх север», ТОО «АЖДХ Сороковая».

Согласно статье 165 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее — Кодекс) установлена группа лиц ТОО «АЖДХ север» и ТОО «АЖДХ Сороковая», которые рассматриваются как один субъект.

Географические границы товарного рынка — город Астана.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса доминирующим или монопольным положением признается положение субъекта рынка или нескольких субъектов рынка на соответствующем товарном рынке, дающее субъекту рынка или нескольким субъектам рынка возможность контролировать соответствующий товарный рынок, в том числе оказывать значительное влияние на общие условия обращения товара.

Согласно пункту 4 статьи 172 Кодекса доминирующим признается положение каждого из нескольких субъектов рынка, если совокупная доля не более чем трех субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем товарном рынке, составляет пятьдесят и более процентов, или совокупная доля не более чем четырех субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем товарном рынке, составляет семьдесят и более процентов, если в отношении такого субъекта рынка установлены в совокупности следующие обстоятельства:

1) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей субъектов рынка неизменны или подвержены малозначительным изменениям:

— группа лиц ТОО «АЖДХ север» и ТОО «АЖДХ Сороковая» действуют на рынке услуг по подаче-уборке вагонов к фронтам погрузки и выгрузки локомотивом с декабря 2014 года и с февраля 2015 года, соответственно. В течение данного периода с апреля 2015 года по март 2016 года группа лиц ТОО «АЖДХ север» и ТОО «АЖДХ Сороковая» сохраняло свое доминирующие положение, с каждым месяцем увеличивая объемы. Доля на рынке подвержена малозначительным изменениям;

— АЖДХ с апреля 2015 года по март 2016 года практически сохраняла доминирующее положение, вместе с тем, в июне месяце 2015 года объем был подтвержден изменению, при этом с июля 2015 года по март 2016 года АЖДХ увеличивало объем на более чем 50%;

— КТЖ в течение 2014-2015 гг. занимало долю свыше 35 %;

2) реализуемый или приобретаемый субъектами рынка товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях):

на основании «теста гипотетического монополиста» (опрошено 10 респондентов) установлено, что услуга по подаче-уборке вагонов к фронтам погрузки и выгрузки локомотивом невзаимозаменяема. При этом, респонденты сообщают, что с фактами необоснованного отказа в оказании услуг они не сталкивались, а также не готовы заменить поставщика услуг в случае повышения им цены на 5-10 %.

В то же время, субъект рынка, оказывающий услуги по подаче-уборке вагонов к фронтам погрузки и выгрузки локомотивом, не является собственником железнодорожных путей, подъездных путей в границах оказываемых услуг. Поставщик заключает договор с ветвевладельцем, с владельцем ж/д тупика и оказывает услуги на этих подъездных путях.

Одновременное оказание анализируемых услуг на одних и тех же подъездных путях возможно только при создании единой диспетчерской службы, для безопасности движения, что в настоящее время отсутствует. В связи с этим у потребителей нет выбора поставщиков, и каждый подъездной путь монополизирован субъектами рынка, оказывающими услугу по подаче-уборке вагонов к фронтам погрузки и выгрузки локомотивом и ветвевладельцем;

3) информация о цене и (или) об условиях реализации этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц:

согласно ответам субъектов рынка следует, что потребители, желающие получить услугу по подаче-уборке вагонов к фронтам погрузки и выгрузки локомотивом, могут ознакомиться с прейскурантом цен, обратившись с соответстующим запросом к менеджеру по работе с клиентами, в том числе, по адресу месторасположения организации, а также на информационной доске в помещении диспетчера, находящегося в здании Станционного технологического центра станции.

Таким образом, цены (прейскурант цен) на услугу по подаче-уборке вагонов к фронтам погрузки и выгрузки локомотивом доступны неопределенному кругу лиц.

Следует отметить, что тариф на услугу по подаче-уборке вагонов к фронтам погрузки и выгрузки локомотивом, согласно пункту 1 статьи 7-1Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках», подлежит государственному ценовому регулированию Комитетом.

По результатам анализа, согласноустановленным в совокупности обстоятельствам, предусмотреннымКодексом,доминирующее положение установлено уКТЖ, АЖДХ, ТОО «Аждх север», ТОО «АЖДХ Сороковая».

В этой связи, приказом Комитета от 27 мая 2016 года № 139-ОД внесены соответствующие изменения в Реестр, в части:

— включения в Реестр группы лиц ТОО «АЖДХ север» и ТОО «АЖДХ Сороковая» по виду деятельности «подача-уборка вагонов к фронтам погрузки и выгрузки локомотивом», в географических границах города Астаны по совокупной свыше 70% с КТЖ и АЖДХ;

— изменения доли доминирования КТЖ и АЖДХ по виду деятельности «подача-уборка вагонов к фронтам погрузки и выгрузки локомотивом» в географических границах города Астаны ссовокупной свыше 50% на совокупную свыше 70%.