Аналитический отчет по результатам рынка оптовой и розничной реализации угля

Анализ рынка оптовой и розничной реализации угля проведен в рамках Дорожной карты по реализации приоритетных задач Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 – 2019 годы.Основная цель анализа — исключение непродуктивных посреднических структур на рынке реализации угля, временным интервалом анализа определен период 2014 и 2015 гг.

Товарными границами определены«первичная оптовая реализация угля», на вторичном рынке — «оптовая реализация угля» и «розничная реализация угля».

Географические границырынка первичной реализации угля определены в пределах Республики Казахстан, рынки оптовой (вторичной)и розничной реализации угля — в границах областей республики.

В 2014 и 2015гг. доля реализации угля на внутреннем рынкеот всего объема добычи угляприходится более чем 70%, экспорт соответственно — около30%.

Рынок оптовой (первичной) реализации угля является высоконцентрированным. В то же время, рынок оптовой (вторичной) реализации в целом является умеренноконцентрированным, рынок розничной реализации характеризуется более развитой конкуренцией, при этом, субъектный состав рынка постоянно изменяется.

Основной объем потребления угля на внутреннем рынке приходится на угольные тепло-, электростанции и промышленные предприятия, при этом, поставка угля указанным потребителям осуществляется напрямую от угледобывающих компаний.

Остальная часть объема угля реализована оптовым покупателям, приобретающим уголь с целью дальнейшей реализации на вторичном рынке для коммунально-бытовых целей.

Рынок оптовой (первичной) реализации угля является высоконцентрированным. В то же время, рынок оптовой (вторичной) реализации в целом является умеренноконцентрированным, рынок розничной реализации характеризуется более развитой конкуренцией, при этом, субъектный состав рынка постоянно изменяется.

Изучение реализации угля от недропользователей до конечных потребителей показало присутствие непродуктивных посреднических структур, не имеющих производственно-технические базы (склады хранения, подъездные пути), вследствие чего отпускная цена на уголь значительно повышалась.

В связи с чем, по итогам анализа внесено предложениепо исключению непродуктивных посреднических структур на законодательном уровне.

При этом, в отношении субъектов оптовой реализации угля усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства в части антиконкурентных соглашений, злоупотребления доминирующим положением.

Вместе с тем, в ходе анализа изучена деятельность субъектов по реализации угля на товарной бирже, итоги которой показали необходимость внесения изменений в законодательство о товарных биржах в части упорядочения деятельности брокерских компаний на товарной бирже.