Итоги анализа состояния конкуренции на рынках транспорта и связи за 2014 год

Анализы товарных рынков

Управления анализа сфер транспорта и связи.

 

В ОБЛАСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

Рынок услуг по реализации (предоставлению) бланков железнодорожных проездных документов (билетов) для оформления проездного документа

Управлением на основании неоднократных обращений частных пассажирских агентств (TOO «АДМА», ТОО «Бахытты Жол» и др.) и перевозчиков (ТОО «Пассажирская компания «Туран Экспресс») относительно необоснованного повышения АО «Пассажирские перевозки» цен за бланки ж/д проездных документов (билетов) проведен анализ рынка услуг по реализации (предоставлению) бланков железнодорожных проездных документов (билетов) для оформления проездного документа за период 2012 год и 9 месяцев 2013 года.

По информации частных агентств отмечается, что АО «Пассажирские перевозки» запретило заключение двухсторонних договоров билетных агентств с частными перевозчиками на продажу билетов.

Услуги реализации (предоставления) бланков ж/д билетов регламентируются Законом «О железнодорожном транспорте», Правилами перевозки пассажиров, организации продажи билетов, Порядком работы склада бланков строгого учета АО «Пассажирские Перевозки».

В соответствии с подпунктом 52) пункта 1 Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» (далее – Закон о транспорте), перевозочные документы — документы, путем оформления которых заключается договор перевозки (проездной документ (билет), багажная и грузобагажная квитанции, железнодорожная транспортная накладная).

Согласно пункту 4 статьи 65 Закона о транспорте перевозчик обязан обеспечить продажу проездного документа (билета) до указанной пассажиром станции назначения. Перевозчик может организовать продажу проездных документов (билетов) через билетные кассы пассажирских агентств.

Согласно пункту 7 Правил, продажа проездных документов (билетов) производится в билетных кассах, в том числе в билетных кассах пассажирских агентств, и (или) через электронные терминалы и интернет-ресурсы. В поездах, сформированных из вагонов с местами для сидения, а также в общих вагонах пассажирских поездов, на станциях, где отсутствуют билетные кассы, допускается продажа проездных документов проводниками.

Анализ ситуации на данном рынке показал, что в настоящее время существуют различные способы оформления проездного документа (билета): через терминалы АСУ, электронные терминалы самообслуживания, Интернет-ресурсы и т.д. Вместе с тем, электронная продажа билетов не развита. Динамика объемов оформленных проездных документов (бумажных и электронных билетов) показала, что количество оформленных через Интернет билетов за 2012-2013 гг. составила всего лишь 3-5,5% от общей продажи билетов.

Границами рынка определена территория Республики Казахстан, так как услуги по реализации и предоставлению бланков ж/д проездных документов осуществляются на всей территории республики.

Временной интервал исследования товарного рынка –2012 год и 9 месяцев 2013 года.

Результаты проведенного анализа показали, что за анализируемый период поставщиками бланков железнодорожных проездных документов (билетов) для оформления проездного документа являлись ТОО «Кредосс Трейд» и ТОО «ТехСервис Com LTD».

АО «Пассажирские перевозки» является единственным, кто осуществляет закупку готового товара у данных субъектов в виде бланков билетов, используемых для оформления проездного документа (билета) посредством проведения АО «Пассажирские перевозки» тендерных процедур в соответствии с Правилами закупок товаров, работ и услуг АО «ФНБ «Самрук-Қазына».

Потребителями услуг по реализации (предоставлению) бланков билетов для оформления проездного жд документа являются перевозчики (в т.ч. АО «Пассажирские перевозки», АО «Пригородные перевозки» (дочерние предприятия АО «НК«КТЖ»), ТОО «Пассажирская компания «Туран Экспресс», ТОО «Марал — Нур», ТОО «ARLAN-TRANS-ASTANA» и т.д.).

Расчет индекса рыночной концентрации показал, что рынки услуг по приобретению и реализации бланков железнодорожных проездных документов (билетов) в республике за 2012 год и 9 мес. 2013 года относится к 1 типу рынка – высококонцентрированному, т.е. конкуренция на данном рынке не развита.

Барьерами входа на товарный рынок являются:

· Наличие вертикально – интегрированной группы компаний КТЖ создает преимущества для участников вертикально – интегрированных субъектов рынка в сравнении с другими потенциальными участниками рынка

· Привилегированное положение АО «Пассажирские перевозки» к доступу информации данных АСУ

· Необходимость осуществления капитальных вложений для создания сети по хранению бланков по всей республике;

· Отсутствие технической возможности по осуществлению самостоятельной продажи билетов частными перевозчиками

В ходе анализа также выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны субъектов рынка:

1. Запрет АО «Пассажирские перевозки» на заключение двухсторонних договоров между билетными агентствами и перевозчиками;

Учитывая, что АО «Пассажирские перевозки» самостоятельно утверждена форма бланка железнодорожного билета, все перевозчики и билетные агентства были уведомлены АО «Пассажирские перевозки»(письмом от 21 декабря 2011 года №ЦЛПДБ-18-15/2284-и), что тембилетным агентствам, у которыхотсутствуют договорные отношения с АО «Пассажирские перевозки»,бланки проездных документов АО «Пассажирские перевозки» предоставляться не будут.

Так, по информации ТОО «Пассажирская компания «Туран Экспресс», АО «Пассажирские перевозки» лишило все частные агентства оказывать перевозчикам по оформлению билетов по прямым 2-х сторонним договорам. Никто из перевозчиков либо билетных агентств не может приобретать бланки билетов собственного образца и распространять их по всем билетным кассам на территории РК.

2. Создание препятствий АО «Пассажирские перевозки» к доступу на товарный рынок изготовления бланков другим субъектам рынка (местным типографиям);

Порядком работы склада бланков строгого учета АО «Пассажирские перевозки» и снабжения станций бланками строгого учета, утвержденного Президентом АО «Пассажирские перевозки» от 18 августа 2006 года установлено, что формы бланков строгого учета устанавливаются Министерством транспорта и коммуникаций РК (далее – МТК) , а также указано, что изготовление этих форм бланков не допускается в местных типографиях.

Следует отметить, что МТК форма бланка билета не утверждалась. В настоящее время утверждена единая форма бланка билета, запатентованная АО «Пассажирские перевозки», которая используется всеми участниками перевозочного процесса (перевозчики и билетные агентства).

В системе АСУ «Экспресс» используются бланки проездных документов, автором дизайна которых является — Ибрагимов Кайрат Косаевич. По заявлению автора исключительные имущественные права интеллектуальной собственности переданы АО «Пассажирские перевозки» (по бланкам АСУ до 2020 г., по бланкам ТТС до 2030 г.).

При этом согласно указанному порядку другие субъекты рынка (местные типографии) лишены возможности изготовление этих форм бланков.

По итогам проведенного анализа:

1) Внесены соответствующие изменения в Реестр в части включения АО «Пассажирские перевозки».

2) По выявленным признакам нарушений антимонопольного законодательства Департаментом расследований открыто расследование в отношении субъекта-доминанта на предмет злоупотребления доминирующим положением.

3) В МТК направлены предложения по развитию конкуренции на рынке железнодорожных перевозок, в том числе:

— обеспечение равных условий для всех перевозчиков, путем передачи функции (организационно-технологического сопровождения продажи проездных документов) АО «Пассажирские перевозки» отдельному субъекту рынка;

— нормативно утвердить единую форму бланка железнодорожного билета (при этом, не допустить ограничения мест изготовления бланков билетов) либо предусмотреть возможность каждому перевозчику использовать свою индивидуальную форму бланка;

— совместно с КТЖ и другими перевозчиками обеспечить развитие электронной продажи железнодорожных билетов по аналогии с авиабилетами.

4) в адрес АРЕМ направлены рекомендации об исключении необоснованных затрат из тарифов АО «Пассажирские перевозки» перевозки пассажиров во внутриреспубликанском и международном сообщениях.

5) Частным перевозчикам предложено активизировать работу по созданию альтернативных способов продажи ж/д билетов (создание собственных интернет ресурсов по продаже электронных билетов, оснащение собственных поездов системой считывания электронных билетов).

В настоящее время АО «Пассажирские перевозки» оспаривается решение антимонопольного органа о включении его в Реестр.

Управлением принято участие в 4 судебных заседаниях по иску АО «Пассажирские перевозки» об оспаривании действия государственного органа. 8 января 2015 года решение Специализированного межрайонного экономического суда г. Астаны было вынесено в пользу антимонопольного органа. В настоящее время АО «Пассажирские перевозки» подана аппеляционная жалоба на решение СМЭС.

 

Рынок услуг предоставления железнодорожных путей для проезда железнодорожного состава

В соответствии с пунктом 1 Плана мероприятий по проведению комплексного анализа регулируемых услуг (товаров, работ) на предмет их выведения из сфер естественных монополий, утвержденный распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 4 июня 2014 года № 75-р проведен анализ рынка услуг предоставления в пользование железнодорожных путей с объектами железнодорожного транспорта по договорам концессии.

В настоящее время на рынке услуг по предоставлению в пользование железнодорожных путей с объектами железнодорожного транспорта по договорам концессии действует проект «Строительство и эксплуатация новой железнодорожной линии «Станция Шар-Усть-Каменогорск» на основе концессионного соглашения от 6 июля 2005 года, заключенного между АО «Досжан темир жолы» и Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.

При этом для перевозок грузов в направлении Восточного Казахстан существует альтернативный маршрут, проходящий по магистральным путям АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» через станцию Локоть.

Так, учитывая наличие альтернативного маршрута, сделан вывод о наличии конкурентной среды на отдельных маршрутах при предоставлении в пользование железнодорожных путей с объектами железнодорожного транспорта по договорам концессии. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 августа 2014 года № 869 внесены изменения в Перечень, в части изменения услуги по предоставлению в пользование железнодорожных путей с объектами железнодорожного транспорта по договорам концессии при условии наличия конкурентного железнодорожного пути.

В связи с вышеуказанными изменениями в Постановление Правительства АО «Досжан темир жолы» подлежит исключению из Республиканского раздела Государственного регистра субъектов естественных монополий.

Одновременно Департаментом Комитета по Восточно-Казахстанской области проведен анализ рынка услуг предоставления железнодорожных путей для проезда железнодорожного состава на предмет выявления субъектов, занимающих доминирующее или монопольное положение.

В результате установлено, что АО «Досжан темир жолы» подлежит включению в Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение (далее — Реестр).

По результатам проведенного анализа АО «Досжан темир жолы» включено в Реестр по услуге предоставления железнодорожных путей для проезда железнодорожного состава в границах станции Шар-Ново-Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области с долей свыше 35 %.

В соответствии с нормами Закона о естественных монополиях и регулируемых рынках, на тарифы доминирующих субъектов рынка железнодорожной отрасли распространяется государственное регулирование.

Рынок услуг подачи-уборки вагонов к фронтам погрузки-выгрузки локомотивом

Рынок услуги подачи-уборки вагонов к фронтам погрузки-выгрузки локомотивом неразрывно связан с рынком услуг подъездных железнодорожных путей. Данные рынки являются важным звеном, обеспечивающим связь производственных предприятий ведущих отраслей с транспортом общего пользования, большая часть перевозок магистральных железных дорог зарождаются и оканчиваются на подъездных путях.

Железнодорожные подъездные пути предназначены для обслуживания грузоотправителей и грузополучателей и используются для выполнения операций по погрузке-выгрузке, сортировке, хранению грузов.

Услуги подъездных путей отнесены к сфере естественной монополии, данные услуги непосредственно оказываются субъектами рынка, владеющими на правах собственности подъездными путями. При этом технологически связанные с услугами подъездных путей услуги, такие как, подача уборка вагонов к фронтам погрузки-выгрузки локомотивом, накатка-выкатка вагонов специализированными средствами, предоставление специализированных средств механизации для погрузки-выгрузки (разгрузки), предоставление специализированных складских помещений, предоставление услуг вагонных весов могут оказывать и другие субъекты рынка.

Однако, несмотря на то, что услуги подачи-уборки вагонов являются потенциально конкурентными, анализ показывает, как правило, данный рынок монополизирован со стороны ветвевладельцев подъездных путей.

Тем самым, ввиду своего монопольного положения субъекты данного рынка при обслуживании контрагентов могут предлагать монопольно высокие цены.

Антимонопольной инспекцией по Алматинской области проведен анализ рынка услуг подачи-уборки вагонов к фронтам погрузки-выгрузки локомотивом, по итогам которого было предложено внесение соответствующих изменений в части включения и исключения субъектов рынка в Реестр по данной услуге.

По итогам анализа исключено из Реестра ТОО «PEAK Akzhal», ТОО «Терминал Темир Керуен», а также включено в Реестр: ТОО «Атасу Транс», КТЖ, ТОО «DAMU Инжиниринг», ТОО «Центральноазиатская сахарная корпорация».

По результатам проведенного анализа установлено, что данный рынок характеризуется как высококонцентрированный с неразвитой конкуренцией.

В соответствии с нормами Закона о естественных монополиях и регулируемых рынках, на тарифы доминирующих субъектов рынка железнодорожной отрасли распространяется государственное регулирование.

К барьерам входа на данный рынок относятся экономические ограничения, в виде значительных капитальных вложений(для приобретения и ввода в эксплуатацию необходимого оборудования для осуществления подачи – уборки вагонов) , при длительных сроках окупаемости этих вложений.

В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИЦИИ И ПОРТОВ

 

Рынок услуг по хранению горюче-смазочных материалов (авиационное топливо)

На основании обращений АО «Эйр Астана» и АО «Авиакомпания «Скат» на действия отдельных аэропортов Казахстана по установлению завышенных цен на услуги хранения горюче-смазочных материалов (авиационное топливо) и ограничения доступа к указанным услугам проведен анализ данного рынка.

Проведенный анализ показал, что рынок услуг по хранению ГСМ (авиационное топливо) является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией.

Аэропорт, являясь практически единственным продавцом на розничном рынке авиаГСМ в каждом конкретном регионе, фактически диктует авиаперевозчику цену заправки «в крыло». Так, к примеру, при средней стоимости одной тонны авиационного топлива у основных ресурсодержателей в 144 000 тенге, авиакомпании вынуждены закупать авиакеросин в ряде аэропортов по цене 176000 тенге за тонну (данные по состоянию на начало 2013г.).

В результате топливные издержки казахстанских авиакомпаний достигают в отдельных случаях от 30 до 60% от общих расходов.

По итогам проведенного анализа рынка услуг по хранению ГСМ и спецжидкостей в целях недопущения ограничения конкуренции и злоупотребления своим монопольным положением в Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение в пределах границ аэропортов с долей доминирования свыше 35% включены 13 аэропортов ( гг. Астана, Алматы, г.Караганда, Усть-Каменогорск, Семей, Павлодар, Костанай, Актобе, Актау, Атырау, Орал, Кызылорда, Шымкент ) и ТОО «КИК» (г.Караганда).

Вместе с этим, сравнительный анализ цен на услуги по хранению авиаГСМ показал, что субъектами данного рынка применяются разные единицы измерения услуги, а именно, одни аэропорты взимают плату за данную услугу в натуральном выражении в виде % от поставленного на хранение авиаГСМ, другие в стоимостном выражении от общего объема принятого на хранение топлива, третьи же за одну тонну поставленного на хранение топлива в месяц При этом, при взимании в стоимостном выражении расчет ведется по стоимости топлива аэропорта.

Изучение международного опыта показало, что в зарубежных аэропортах имеются независимые топливозаправочные компании, то есть нефтяные компании на территории аэропортов напрямую реализуют авиакеросин авиакомпаниям на конкурентной основе.

К примеру, в России компания «Аэрофьюэлз» владеет 19 топливозаправочными комплексами (ТЗК), «Газпром нефть» — 10 ТЗК, «ЛУКойл» — 7 ТЗК. В аэропорту «Домодедово» работают два оператора по заправке топливом: ЗАО «Домодедово Фьюэл Сервисиз» и ЗАО «Шелл и Аэрофьюэлз». Наравне с ними возможность хранить и продавать топливо авиакомпаниям с услугой заправки «в крыло» получили компании «Газпромнефть-Аэро», «Лукойл-Аэро», «Роснефть» и World Fuel Services.

Опыт России показывает, что в среднем цена авиатоплива при наличии нескольких топливных операторов на 15 % ниже, чем в условиях монополии для крупных аэропортов (более 2 млн. пассажиров в год и 50 000 тонн грузов в год) (Московский авиаузел, Владивосток, Сочи), и на 7,5% ниже для аэропортов объемом пассажиропотока выше среднего.

В европейских аэропортах топливозаправкой занимаются дочерние организации нефтяных компаний (Air BP, Shell Air, AirTotal) или совместные с авиаперевозчиками компании.

Между тем либерализации рынков аэропортового развития в странах Евросоюза предшествовало принятие Директивы Совета ЕС 96/97/ЕС, согласно которой страны-члены ЕС обязаны обеспечить доступ на рынок наземного обслуживания в аэропортах и функционирование в крупных аэропортах (более 2 млн пассажиров и 50 000 тонн грузов в год) не менее двух организаций, осуществляющих различные виды наземного обслуживания.

В Российской Федерации для создания развития конкуренции на рынке обеспечения авиатопливом Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 №599 были приняты Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах. Правила призваны повысить прозрачность отношений между операторами аэропортов и авиакомпаниями, защищать интересы участников рынка, создать дополнительные условия для развития конкуренции между операторами аэропортовых услуг, обеспечить недискриминационный доступ к аэропортовому обслуживанию. Правила регулируют отношения в сферах как наземного обслуживания аэропортов, так и обеспечения авиатопливом.

В РК в настоящее время из 19 аэропортов только аэропорты Астаны и Алматы являются крупными аэропортами с объемом пассажиропотока более 2 млн. пассажиров в год.

По итогам проведенного анализа, в целях развития конкуренции на рынке услуг реализации авиатоплива на территории аэропортов республики в адрес МТК направлены предложения по обеспечению доступа альтернативным топливозаправочным компаниям в крупных аэропортах ( к примеру: с объемом пассажиропотока более 2 млн. пассажиров в год ) и предусмотреть данные условия в проекте Правил обеспечения поставщиков услуг (товаров, работ) к осуществлению аэропортовской деятельности, утверждаемых.

Комитетом в настоящее время данный вопрос прорабатывается совместно с МИР. В разработанный проект Комплексного плана по развитию конкуренции, демонополизации и устранению барьеров в основных отраслях экономики на 2015-2016 гг. включено мероприятие по разработке Правил обеспечения доступа поставщиков услуг (товаров, работ) к осуществлению аэропортовской деятельности, в рамках которых будет рассмотрен вопрос открытия доступа в аэропорты альтернативным топливозаправочным компаниям. Это должно привести к снижению стоимости авиатоплива, а значит и билетов.

Анализ рынка по оказанию медицинских услуг субъектам гражданской авиации

На основании обращения АО «Эйр Астана» с жалобой на действия РГП на ПХВ «Центр по обеспечению безопасности полетов» (далее — ЦОБП) в части повышения цен на медицинские услуги проведен анализ рынка по оказанию медицинских услуг субъектам гражданской авиации.

В настоящее время медицинские услуги ЦОБП оказывает РГП «Казаэронавигация», так как постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 июля 2013 года № 736 РГП «Казаэронавигация» реорганизовано путем слияния к нему ЦОБП.

Вместе с тем, ЦОБП до сентября 2013 года (18.09.2013 года государственная регистрация РГП «Казаэронавигация»)оказывались медицинские услуги авиакомпаниям, с которым имелись соответствующие договора.

18 сентября 2013 года РГП «Казаэронавигация», являющееся правопреемником ЦОБП были перезаключены ранее действующие с авиакомпаниями договора на оказание медицинских услуг путем заключения дополнительных соглашений.

При этом, Агентством РК по регулированию естественных монополий было дано согласие РГП «Казаэронавигация» на осуществление иной деятельности, а именно медицинских услуг.

По результатам проведенного анализа установлено, что лица, непосредственно связанные с выполнением и обеспечением полетов воздушных судов и их техническим обслуживанием, обслуживанием воздушного движения, допускаются к профессиональной деятельности при наличии действующего свидетельства на право осуществления такой деятельности и соответствия состояния здоровья установленным требованиям. Требования по состоянию здоровья, предъявляемые к авиационному персоналу, а также категории лиц, подлежащие обязательному медицинскому освидетельствованию, устанавливаются Правилами медицинского освидетельствования в гражданской авиации Республики Казахстан, разработанными на основе стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и утвержденными уполномоченными органами в области здравоохранения и сфере гражданской авиации.

Согласно информации Министерства здравоохранения и социального развития РК (далее – МЗиСР) медицинские услуги (ежегодное медицинское освидетельствование во врачебно-летной экспертной комиссии (далее – ВЛЭК) и/или центральной врачебно-летной экспертной комиссии (далее – ЦВЛЭК) ; динамическое врачебное наблюдение за авиационным персоналом в межкомиссионный период; предполетный (предсменный) медицинский осмотр) относятся к экспертизе временной нетрудоспособности и являются лицензируемыми видами медицинской деятельности.

При этом, для проведения ежегодного медицинского освидетельствования обязательно наличие сертификата Межгосударственного Авиационного Комитета РФ. В этой связи в Республике Казахстан всего функционируют 3 ВЛЭК, соответствующие требованиям данной организации.

Продавцами на рынке медицинских услуг субъектам гражданской авиации являются:

По ежегодному мед.освидетельствованию во ВЛЭК и/или ЦВЛЭК 3 субъекта: РГП «Казаэронавигация» МТК РК (с сентября 2013 года), авиакомпания «Евро-Азия Эйр» (учредитель АО НК «Казмунайгаз» со 100% долей участия) и аэропорт г.Шымкент. Данные субъекты имеют лицензии МЗиСР РК и сертификаты Межгосударственного Авиационного Комитета на занятие медицинской и врачебно-летной экспертной деятельностью:

1) по динамическому врачебному наблюдению в межкомиссионный период 7 субъектов: РГП «Казаэронавигация» (с сентября 2013 года), аэропорты гг. Шымкент, Атырау, Актау, Семей, авиакомпании «Евро-Азия Эйр» и Жетысу.

3) предполетному (предсменному) медицинскому осмотру — 21 субъект: РГП «Казаэронавигация» (с сентября 2013 года), аэропорты гг. Шымкент, Астана, Актобе, Кызылорда, Костанай, Тараз, Атырау, Актау, Усть-Каменогорск, Семей, Павлодар, Боралдай, Караганды, Орал, КГП на ПХВ «Городская поликлиника №3» (г.Петропавловск), АTMA-аэропорт Атырау и перевозки, авиакомпании «Евро-Азия Эйр», Кокшетау, Жезказган эйр и Жетысу.

Потребителями данных видов медицинских услуг являются субъекты гражданской авиации (авиакомпании, аэропорты, АО «Казавиаспас» и т.д.).

При этом, если некоторыми субъектами рынка (аэропорты, РГП «Казаэронавигация» и т.д) медицинские услуги оказываются на их территории (к примеру, медицинский центр РГП «Казаэронавигация» в г.Алматы), то медицинский состав АО «Авиакомпания «Евро-Азия Эйр»» оказывает медицинские услуги с выездом (по месту требования потребителя).

В ходе анализа установлено, что медицинские услуги (предполетный (предсменный) медицинский осмотр) оказываются также и другими медицинскими организациями (к примеру, КГП на ПХВ «Городская поликлиника №3» (г.Петропавловск). При этом Аэропорт Петропавловска не оказывает медицинские услуги, а заключил договор аренды помещения и берет плату с КГП на ПХВ «Городская поликлиника №3».

Рынок медицинских услуг за анализируемый период характеризуется высокой концентрацией с неразвитой конкуренцией:

1) Ежегодное медицинское освидетельствование в 3 регионах (монопольно оказываются по 1 субъекту).

2) Динамическое наблюдение – в 15 регионах, из которых только в 2 присутствуют по 2 субъекта на рынке.

3) Предполетный (предсменный) осмотр – в 18 регионах, из которых в 11 присутствуют по 2 субъекта на рынке.

Проведенный сравнительный анализ цен на медицинские услуги субъектам гражданской авиации за период 2012-2013 гг. показал различие тарифов субъектов по аналогичным услугам. При этом спектр предоставляемых услуг крупных субъектов: РГП «ЦОБП» (ныне РГП «Казаэронавигация»), АО «Аэропорт Шымкент» и АО «Евро-Азия эйр» намного шире, чем у остальных, за счет наличия у последних более развитого функционального отделения, лабораторий, специалистов, более широкого обследования в зависимости от вида деятельности, возраста, диагноза и т.д.

В ходе проведенного анализа были установлены следующие барьеры входа новых субъектов на данный рынок услуг:

Административные

— Прохождение специального обучения врачей специалистов ВЛЭК и по динамическому обследованию по вопросам авиационной медицины каждые 5 лет (согласно требованиям), кафедрой авиационной медицины в г.Москва, ввиду отсутствия в РК подобного направления.

— Наличие сложной структуры сертификации авиационного персонала в РК, требования к которым включены в нормативные-правовые акты нескольких государственных органов (Министерства по инвестициям и развитию и Министерства здравоохранения и социального развития). Данная система не соответствует стандартам ИКАО, где присутствует один независимый орган по надзору качества оказываемых медицинских услуг и проверке соответствия стандартам ИКАО ( полномочный орган по выдаче свидетельств (ведомство гражданской авиации) .

Экономические барьеры

— Обеспечение квалифицированным медицинским персоналом и современным оборудованием.

— Выездные циклы обучения врачей-специалистов ВЛЭК и по динамическому обследованию в Россию, несущие определенные затраты субъектов и невозможность 100% обучения персонала.

По результатам проведенного анализа РГП «Казаэронавигация» включено в Реестр по услугам «медицинское освидетельствование во ВЛЭК и/или ЦВЛЭК» и динамическое врачебное наблюдение за авиационным персоналом в межкомиссионный период» предоставления железнодорожных путей для проезда железнодорожного состава в границах станции Шар-Ново-Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области с долей свыше 35 %.

В целях развития конкуренции на рынке медицинских услуг в области гражданской авиации и входа на рынок новых субъектов рынка направлены предложения в Министерство по инвестициям и развитию совместно с Министерством здравоохранения и социального развития для рассмотрения возможности принятия мер по устранению барьеров выявленных по результатам анализа, в том числе вопроса по организации в РК собственных курсов по подготовке специалистов (в т.ч. авиационных врачей) в области авиационной медицины и получения соответствующего сертификата.

По данным Министерства по инвестициям и развитию в рамках реализации Плана мероприятий по реформированию услуги авиационной медицины на 2014-2016 годы запланирован пересмотр сертификационных требований и принципов сертификации медицинских учреждений, осуществляющих медицинское авиационное освидетельствование. Утверждение и осуществление указанных видов деятельности будет отнесено к компетенции Комитета гражданской авиации.

В 2015 году предусмотрено проведение курсов специализированными учебными центрами Европы, соответствующими требованиям Международной организации гражданской авиации.

 

Обзор рынка услуг авиаперевозок по нерегулярным (чартерным) маршрутам

 

Основанием для проведения обзора послужило обращение Главной транспортной прокуратуры на обращение директора Казахстанской туристской ассоциации Шайкеновой Р.Р. относительно поправок в Закон Республики Казахстан «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» (далее – Закон) от 4 июля 2013 года относительно недопустимости выполнения гражданскими воздушными судами иностранных эксплуатантов международных нерегулярных (разовых) полетов, связанных с коммерческой воздушной перевозкой, формируемой на территории Республики Казахстан, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Казахстан или разрешениями, выдаваемыми уполномоченным органом в сфере гражданской авиации.

В обращении указано, что введенные изменения в Закон привели к лоббированию интересов крупных компаний, осуществляющих перевозку пассажиров – АО «Эйр Астана» и АО «Скат», удорожанию стоимости авиабилетов и отсутствию конкурентной среды.

Запрет на выдачу разрешений туристическим чартерным рейсам иностранным авиакомпаниям, с целью перевозки граждан Республики Казахстан, вступил в силу с 1 октября 2013 года.

Временной интервал исследования товарного рынка – 2013 год и 1 полугодие 2014 года.

Порядок выдачи разрешений на выполнение международных нерегулярных (разовых) полетов гражданских воздушных судов и предоставления предварительных уведомлений о выполнении полетов, выполняемых без посадки устанавливается Правилами выдачи и оснований для отказа в выдаче разрешений на выполнение международных нерегулярных полетов.

При выполнении нерегулярного международного полета вне пределов воздушного пространства Республики Казахстан эксплуатант гражданского воздушного судна Республики Казахстан обязан уведомить уполномоченный орган в сфере гражданской авиации о дате и цели выполненного полета в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере гражданской авиации.

Нерегулярные международные полеты гражданских воздушных судов иностранных эксплуатантов в воздушном пространстве Республики Казахстан выполняются на условиях, определенных в разрешениях Комитета гражданской авиации. Разрешения на выполнение серии нескольких взаимосвязанных полетов (4 и более полетов) выдаются на срок, не превышающий 30 календарных дней от даты выполнения 1-го полета.

Положительным шагом стало внесение изменения в Правила от 19 сентября 2014 года в части продления срока разрешения на выполнение международных нерегулярных полетов иностранного эксплуатанта гражданского воздушного судна связанного с коммерческой перевозкой группы пассажиров, формируемой на территории Республики Казахстан до шести месяцев.

В Республике Казахстан в настоящее время действуют 5 авиакомпаний, выполняющих регулярные коммерческие воздушные перевозки и 15 – нерегулярные (чартерные) и заказные рейсы.

На сегодняшний день, казахстанский рынок по предоставлению услуг пассажирских авиаперевозок по нерегулярным (чартерным) маршрутам – это в основном рынок туристских перевозок, и в меньшей степени – деловых пассажирских авиаперевозок.

Заказчиками туристских чартерных рейсов являются: единичные туроператоры, организующие туры на массовых направлениях и имеющие собственные возможности обеспечения максимальной загрузки бортов, пулы туроператоров, т.е. их временные объединения, усилия которых направлены на совместный выкуп чартерной линии и активную продажу кресел и авиаброкеры.

По информации Казахстанской туристской ассоциации, туроператорами – заказчиками чартерных программ являются: ТОО «Kavi Tours», ТОО «Атлас-1», ТОО «Казтур», ТОО «Тез тур», ТОО «Avia Elsenal Travel», ТОО «Травел систем», ТОО «Компас», ТОО «Euro-Asien Express», ТОО «Музенидис Трэвэл — Астана», ТОО «Pegas Kazakhstan», все остальные компании являются блочниками, т.е. берут блоки мест).

Экономический смысл чартера заключается в полной передаче риска незаполняемости салонов и простоя кресел авиаперевозчика на заказчика авиарейса, в обмен на значительный дисконт со стороны авиакомпании.

Основными факторами, определяющими стоимость чартерного рейса являются: цена топлива, стоимость летного часа данного типа самолета, расходы на техническое и аэропортовое обслуживание, стоимость бортового питания, а также форма организации чартерного рейса (разовый чартер (разворотный чартерный рейс, тайм-чартер (разовый с отстоем ), чартерная цепь (чартерные на регулярной основе).

Сравнительный анализ цен на авиаперевозки по нерегулярным (чартерным) маршрутам за период 2013-2014 годы показал дифференциацию стоимости летного часа в зависимости от вида чартера (VIP, туристские рейсы). Цены на чартерный рейсы за анализируемый не потерпели существенных изменений.

С учетом темпов роста казахстанского туристического рынка, а соответственно спроса на авиаперевозки, в 2014 году наблюдается рост объема услуг, оказываемых со стороны авиакомпаний, выполняющих регулярные воздушные перевозки (Авиакомпании «Эйр Астана», «Scat»).

АО «Эйр Астана» в 2013 году не выполняла чартерные рейсы. В связи с девальвацией тенге в начале 2014 года, у авиакомпании осталось 2 неэксплуатируемых борта, после чего было решено использовать их для выполнения чартерных рейсов в случае спроса. В 1-ом полугодии 2014 года авиакомпания предоставила борт на фрахтование (под заказ туроператора) для выполнения чартерных рейсов по трем маршрутам.

АО «Авиакомпания SCAT» было принято решение о расширении бизнеса путем отделения сегмента чартерных от регулярных рейсов и преобразование в новое подразделение с другим названием, фирменным стилем, миссией и целевой аудиторией. В настоящее время чартерные рейсы осуществляются под брендом Sunday Airlines.

Авиакомпания выполнила нерегулярные (чартерные) авиаперевозки по 21 авимаршруту. Увеличение объемов чартерных авиаперевозок в анализируемом периоде обусловлено небольшим расширением маршрутной сети (открыты 2 новых маршрута), увеличением частоты полетов, а также провозных мощностей. Таким образом, авиакомпания продемонстрировала существенный рост в стратегически важном для нее сегменте нерегулярных (чартерных) авиаперевозок.

Вместе с тем, по итогам анализа, наблюдается небольшой спад активности в секторе деловой авиации.

Анализ международного опыта показал, что в связи с тем, что чартеры забирают у регулярных линий довольно большое количество потенциальных клиентов, многие государства стараются ограничить количество чартерных рейсов, выдвигая ряд требований, направленных на затруднение осуществления таких рейсов, выполняемых иностранными перевозчиками. К наиболее распространенным требованиям такого характера относятся: установление лимита на количество чартерных рейсов (в некоторых случаях запрет на них); допуск чартеров на определенные направления только по согласованию с национальными перевозчиками; ограничение цены нижнего предела чартерной перевозки на достаточно высоком уровне; равное распределение чартерной программы с национальными перевозчиками страны и др. В последнем случае проблема решается либо установлением равной доли чартерных рейсов для авиакомпаний обеих стран, либо доставкой туристов в одну сторону отечественной авиакомпанией, а обратно иностранной.

В настоящее время аналогичная норма по запрету на международные чартерные полеты иностранных авиакомпаний действует в Республике Беларусь, Российской Федерации, а в странах ЕС такие случаи согласовываются с авиационными властями и местными перевозчиками. Вместе с тем, следует учитывать, что к примеру, в РФ данный вид услуги осуществляется 126 авиакомпаниями.

Результаты обзора свидетельствуют о том, что данный товарный рынок нестабилен: с момента вступления в силу Закона отозваны либо приостановлены сертификаты эксплуатанта ряда авиакомпаний. К примеру, 15 апреля 2014 года КГА по предписанию авиационной транспортной прокуратурой г.Алматы у АО «Авиакомпания «LukAero» отозван сертификат эксплуатанта на выполнение авиационных работ, со 2 декабря 2014 года КГА временно приостановил действие сертификата эксплуатанта АО «Авиакомпания «Инвест Авиа», в связи с невыполнением директивы канадского авиазавода «Бомбардье» по ремонту самолетов и др.

В итоге, новых авиакомпаний в сегменте чартерных авиаперевозок не появилось (ввиду моратория на открытие новых авиакомпаний до снятия ограничений Еврокомиссии).

В целом, внесение запрета на выполнение гражданскими судами иностранных эксплуатантов международных нерегулярных полетов, не повлекло за собой кардинальных изменений в сфере гражданской авиации.

Барьерами входа на товарный рынок являются:

Экономические барьеры

— Ограничениями для входа потенциальных конкурентов на анализируемый рынок являются барьеры, связанные с высокими капитальными затратами и объемами первоначальных инвестиций, необходимых для входа на анализируемый товарный рынок (приобретение воздушных судов и другого оборудования).

— Нестабильность спроса на туристических направлениях, обусловленного экономическими факторами, такими как: спад экономики, девальвация валют и нестабильность рынка, неблагонадежность некоторых туристических компаний вносит свои отрицательные коррективы в данный рынок.

Административные барьеры

По данным субъектов рынка, на сегодняшний день наиболее проблемными вопросами при осуществлении чартерных рейсов являются:

— получение разрешений по маршруту следования чартерного рейса.

— запрет на полеты в страны Европейского союза казахстанских авиаперевозчиков ( 19 отечественным перевозчикам запрещены полеты в страны ЕС. Осуществлять полеты в страны Евросоюза может лишь авиакомпания «Эйр Астана» и лишь на определенных типах воздушных судов.

— мораторий, введенный Правительством РК на открытие новых авиакомпаний до снятия ограничений Еврокомиссии.

— получение слотов в аэропортах оперирования.

 

В ОБЛАСТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ

Анализ рынка услуг по распространению (ретрансляции) платных телеканалов

В соответствии с утвержденным Планом работы, в связи с обращениями ТОО «DIGITAL TV», ТОО «Алма ТВ», ОЮЛ «Международная ассоциация кабельных операторов «Азия» проведен анализ рынка услуг по распространению (ретрансляции) платных телеканалов.

В рамках анализа рынка услуг по распространению (ретрансляции) платных телеканалов был проведен опрос потребителей территориальными инспекциями Агентства. Результаты опроса потребителей и сведения субъектов рынка показали, что виды услуг ретрансляции телеканалов ( кабельное и спутниковое телевещание, IPTV) являются взаимозаменяемыми. 70% опрошенных потребителей указали, что в случае повышения цен на каждые из рассматриваемых видов услуг, потребители готовы заменить одни виды услуг другими.

При этом, они могут быть взаимозаменяемы только в пределах территориального совпадения географии оказания услуг. То есть, у жителей крупных городов (областных центров республики и гг. Алматы и Астана) есть альтернатива выбора видов услуг телевидения ( услуги цифрового телевидения «ID TV», «ОТАU TV»). Это объясняется тем, что в крупных городах, где в жилых многоэтажных комплексах скооперировано определённое количество пользователей у операторов кабельного телевидения существует экономическая целесообразность в проведении кабелей. Однако, что касается мелких населенных пунктов, где превалирует количество небольших одно-двухэтажных домов, прокладка кабеля на большие расстояния и подключение каждого отдельного дома является не выгодным. Что касается IPTV, то, как известно для подключения данного вида необходимо наличие у абонентов доступа к высокоскоростному интернету. При этом на сегодняшний день имеющийся доступ в интернет в мелких населенных пунктах не позволяет произвести соответственное подключение к услугам IPTV.

Таким образом, границами анализируемого рынка услуг были определены в рамках областных центров Республики Казахстан и гг. Алматы и Астана.

Продавцами на данном рынке являются юридические лица – операторы связи, имеющие лицензии на право предоставления услуг по распространению телеканалов. Так, согласно представленным сведениям МКИ по состоянию на 22 февраля 2012 года в Республике Казахстан имели лицензии: 133 кабельных оператора, в т.ч. в областных центрах и гг. Астана и Алматы 64 субъектов рынка, 5 операторов спутникового вещания и 1 оператор телерадиовещания ( АО «Казтелерадио»). При этом по состоянию на 10 января 2014 года имели лицензии 98 кабельных оператора, в т.ч. в областных центрах и гг. Астана и Алматы 45 субъектов рынка, 8 операторов спутникового вещания ( в т.ч. АО «Казтелерадио»).

В ходе анализа был установлен действующий состав субъектов рынка: в городах Астана, Усть-каменогорск, Атырау по 9 субъектов; Караганда, Талдыкорган по 8; в г. Алматы – 7; в городах Кокшетау, Костанай, Уральск, Тараз по 6; в городах Актау, Павлодар, Актобе, Кызылорда, Шымкент по 5 субъектов; в городе Петропавловске действуют всего 4 субъекта.

По итогам анализа выявлено 14 субъектов доминантов, из них наиболее крупными являются: ТОО «Алма ТВ» во всех областных центрах, кроме гг. Петропавловск и Кызылорда ТОО «Aziacell» в 7-ми, TOO «Alacast» (Казахтелеком) в 5- ти регионах.

Барьерами входа на данный рынок услуг новых субъектов являются:

1) Административные:

— наличие лицензии и разрешение на вещание иностранных средств массовой информации;

— государственное ценовое регулирование деятельности субъектов доминантов. Быстрое увеличение числа поставщиков спутникового и кабельного телевидения создает достаточно плотную конкурентную среду (в ходе анализа установлено порядка 100 операторов). Качество и стоимость услуг, диктуются рынком и не нуждаются в принудительном удержании в определенных рамках. Ни одна компания не поднимет цены в случае отмены регулирующих правил, поскольку это просто невыгодно. Отмена государственных ограничений может облегчить ведение бизнеса многим компаниям.

Международный опыт показал, что еще в 2005 году Американский кабельный оператор «Cox Communications» предложил правительству США отказаться от регулирования кабельных операторов.

2) Барьеры экономические, требующие капитальных вложений для строительства и эксплуатации кабельных линий, внедрения новых технологий;

3) Тенденции к монополизации отечественного рынка телерадиовещания затрудняет вхождения новым операторам вхождения и развития бизнеса на данном товарном рынке ( покупка АО «Казахтелеком» долей участия в ТОО «Digital TV» и ТОО «ЭлитКом», слияние АО «Казтелерадио» и АО «Казахстанские телекоммуникации», а также планируемая сделка по покупке АО «Казтелерадио» долей участия ТОО «Алма-ТВ» ).

В ходе проведенного анализа были выявлены ряд признаков ограничения конкуренции:

1) В последние годы при строительстве новых жилых комплексов отмечаются многочисленные факты, когда застройщиком права на строительство телекоммуникационной инфраструктуры предоставляется аффилированным с ними операторам местных сетей телекоммуникаций или только определенным операторам. Соответственно в последующем это лишает потребителя возможности выбора альтернативного оператора телевидения ( за исключением выбора альтернативного спутникового телевидения).

2) Применение ТОО «Алма ТВ» разных цен и разных условий к равнозначным соглашениям с потребителями без объективно оправданных на то причин. (нарушение пп. 2) ст. 13 Закона «О конкуренции»)

3) Недобросовестная конкуренция со стороны иностранных спутниковых операторов. Зарубежные спутниковые операторы (к примеру: НТВ+, Радуга ТВ, Ямал, Триколор, Телекарта и др.) не имея соответствующей лицензии оказывают услуги с нарушением действующего законодательства Республики Казахстан.

По итогам проведенного анализа были внесены соответствующие изменения в Реестр (включены 4 субъекта и исключены 3 субъекта данного рынка), а также направлены предложения в:

1. Агентство Республики Казахстан по связи и информации относительно необходимости урегулирования вопроса незаконного присутствия зарубежных спутниковых операторов на территории Республики, а также об отмене государственного регулирования цен на услуги «распространения (ретрансляции) платных телеканалов.

2. Министерство регионального развития Республики Казахстан, относительно рассмотрения законодательного урегулирования вопроса по предоставлению прав нескольким субъектам рынка на прокладку кабелей при строительстве новых жилых объектов.

3. АО «Казтелерадио» — о предусмотрении сдачи оборудования для абонентов Отау-ТВ в аренду (на примере кабельных операторов).

По фактам применения разных цен для потребителей кабельного телевидения Антимонопольной инспекцией по городу Алматы проведено расследование, по итогам которого внесено предписание в отношении ТОО «Алма ТВ» о прекращении нарушений антимонопольного законодательства (пп.2 ст.13 Закона Республики Казахстан «О конкуренции, злоупотребление доминирующим положением) , а также недопущении их впредь. Кроме того, Инспекцией составлен протокол об административном правонарушении, по результатам которого Алматинским городским судом ТОО «Алма ТВ» привлечено к административной ответственности (предполагаемая сумма штрафа составляет 129 млн. тенге).

В разработанный проект Комплексного плана по развитию конкуренции, демонополизации и устранению барьеров в основных отраслях экономики на 2015-2016 гг. включено мероприятие по разработке порядка равного доступа операторам связи на прокладку собственных коммуникаций в жилых домах.

 

Системные проблемы развития конкуренции в основных отраслях экономики

1. В соответствии с нормами ЗРК «О естественных монополиях и регулируемых рынках» к сферам естественных монополий в РК относятся 13 сфер, которые состоят из 46 услуг (товаров, работ) в области транспортировки нефти, газа, электроэнергетики, железнодорожного транспорта, портов, телекоммуникаций, почтовых услуг и т.д.

При этом, отдельные отрасли из данных сфер динамично развиваются как во всем мире, так и в Казахстане и отличаются растущим уровнем конкуренции на рынках. Существует потенциал для развития конкуренции на таких рынках сфер естественной монополии, как почтовая связь, телекоммуникации, портовые услуги и др.

В этой связи, необходимо исключение госрегулирования тарифов на таких рынках. Передавая услуги, товары и работы, которые имеют потенциал развиваться на конкурентных началах, мы откроем новые ниши для реализации частных бизнес-инициатив.

В этих целях в мае 2014 года Распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 29 мая 2014 года № 75-р утвержден разработанный антимонопольным органом План мероприятий по проведению комплексного анализа регулируемых услуг на предмет их выведения из сфер естественной монополии.

В соответствии с Планом мероприятий в период с 3 квартала 2014 года по 4 квартал 2015 года предусмотрено проведение 8 анализов регулируемых услуг ( услуги предоставления в пользование железнодорожных путей с объектами железнодорожного транспорта по договорам концессии; услуги перекачки нефти по системе магистрального трубопровода по направлениям экспорта и транзита; услуги морского порта; услуги пропуска присоединяющими операторами связи телефонного трафика с (на) оборудования (узлы доступа) присоединяемых операторов IP-телефонии (Интернет-телефония); услуги подъездных путей; услуги аэропортов; услуги присоединения к сети телекоммуникаций общего пользования оборудования (узлов доступа) операторов IP-телефонии (Интернет-телефонии) на междугородном уровне; общедоступные услуги почтовой связи ).

Планом мероприятий предусматривается проведение соответствующих анализов, по итогам которых ( отраслевыми министерствами совместно с заинтересованными государственными органами ) будет принято решение о целесообразности/нецелесообразности исключения услуг из сфер естественных монополий либо передачи в конкурентную среду.

В настоящее время, работа в данном направлении продолжается, информация о ходе реализации Плана мероприятий будет представлена в Правительство Республики Казахстан не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

2. На заседании Правительства 21 января 2014 года антимонопольным органом инициирован вопрос поэтапной отмены государственного ценового регулирования на регулируемых рынках. По итогам заседания Агентству Республики Казахстан по регулированию естественных монополий совместно с заинтересованными государственными органами было поручено провести ревизию регулируемых рынков с целью исключения отдельных видов услуг для внесения в Правительство предложения о разработке проекта соответствующего перечня услуг.

По результатам проведенной работы антимонопольным органом предложено разработать перечень регулируемых рынков, на которые будет распространяться госрегулирование путем внесения изменения в Закон «О естественных монополиях и регулируемых рынках».

По итогам протокольного поручения, данного на заседании Правительства от 1 июля 2014 года, Министерству экономики и бюджетного планирования поручено совместно с Министерством транспорта и коммуникаций, агентствами по регулированию естественных монополий, связи и информации, по защите конкуренции проработать в установленном законодательством порядке вопрос по разработке проекта Закона по внесению изменений в Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках» в части сокращения регулируемых рынков и введения перечня регулируемых рынков, в срок до 1 августа т.г. внести в Правительство информацию о проводимой работе.

В настоящее время в Мажилисе Парламента Республики Казахстан на рассмотрении находится разработанный Министерством национальной экономики Республики Казахстан законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам о естественных монополиях и регулируемых рынках», в рамках которого предусмотрена разработка Перечня регулируемых рынков, которым будет определено, на каких рынках будет вводиться государственное регулирование цен.

Данная работа будет начата после вступления в законную силу вышеуказанного законопроекта.

3. В настоящее время, Комитетом разработан проект приказа «Об утверждении Комплексного плана по развитию конкуренции, демонополизации и устранению барьеров в основных отраслях экономики на 2015-2016 годы», в котором содержатся разделы по развитию рынков железнодорожного транспорта, телекоммуникации и гражданской авиации.

В данный план войдут мероприятия, целью которых является исключение негативных моментов, сдерживающих развитие конкуренции. Прежде всего, это те, которые осложняют открытие и ведение бизнеса.

К примеру:

— проработка вопроса применения принципа технологической нейтральности при использовании радиочастот. Данный принцип – это возможность предоставления всем операторам связи радиочастотного спектра без привязки к конкретному стандарту связи (GSM, CDMA,LTE), это увеличит количество предпринимателей на рынке телекоммуникаций;

— проработка вопроса развития частных грузовых железнодорожных перевозок. Сегодня у частных перевозчиков в наличии есть локомотивы, но из за того что не налажена система взаимодействия между ними и собственником жд дороги у частных перевозчиков практически нет возможности перевозить грузы;

— предусматривается разработка Правил обеспечения доступа поставщиков услуг (товаров, работ) к осуществлению аэропортовской деятельности, в рамках которых будет рассмотрен вопрос открытия доступа в аэропорты альтернативным топливозаправочным компаниям. Это должно привести к снижению стоимости авиатоплива, а значит и билетов.