Итоги анализа состояния конкуренции на рынках топливно-энергетического комплекса за 2014 год

В 2014 году в топливно-энергетическом комплексе проведено 9 анализов товарных рынков:

1. Анализ рынка оптовой и розничной реализации угля

Рынок реализации угля разделен на несколько уровней, оптовая (первичная) реализация угля осуществляется угледобывающими компаниями, из которых в Государственном реестре субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение (далее – Реестр) по реализации угля в границах Республики Казахстан состоят ТОО «Богатырь комир» и группа лиц в составе: ТОО «Шубарколь комир» и АО «Евроазиатская энергетическая корпорация» по совокупной доле доминирования свыше 50%. Уровень состояния конкурентной среды характеризуется неразвитой конкуренцией.

Рынок оптовой (вторичной) реализации угля характеризуется частой сменой субъектного состава, доминированием в отдельных регионах угледобывающих компаний или оптовых поставщиков, на рынке розничной реализации угля происходит практически ежегодное изменение рыночных долей и наличие на рынке незарегистрированных участников.

Для рынка реализации угля характерно присутствие значительного количества посреднических организаций, что, в конечном счете приводит к росту цен на уголь для конечного потребителя в 2-5 раз.

При этом, на розничном рынке угля действуют также незарегистрированные в налоговых органах посредники, не несущие законодательной ответственности за безопасность и качество угля, что приводит к жалобам со стороны населения.

Функционирование оптимальной цепочки реализаторов угля позволит избежать спекуляций на данном рынке со стороны непродуктивных посредников (аналогичные меры были приняты на рынках реализации газа, нефтепродуктов и электроэнергии).

Также одним из проблемных вопросов на рынке реализации угля является несовершенство действующего механизма биржевой торговли углем.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 апреля 2011 года № 375 уголь включен в перечень биржевых товаров, минимальный размер партии для реализации через товарные биржи составляет 3 000 тн. угля.

Преимуществами биржевой торговли являются прозрачность (общие правила торгов, открытая информация о ходе и итогах торгов), информативность участников рынка, имеющих возможность сравнивать цены разных поставщиков услуг, а также равный доступ всех участников рынка, в том числе и мелких субъектов.

Вместе с тем, по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, удельный вес биржевой торговли минеральными продуктами (в т. ч. уголь) в 2013 году составил – 12%, биржевая торговля углем не находит должной реализации, что, по нашему мнению, обусловлено несовершенством действующего механизма биржевой торговли.

По итогам проведенного анализа рынка оптовой и розничной реализации угля были выработаны нижеследующие и направлены в заинтересованные государственные органы предложения:

— об исключении непродуктивных посреднических структур на рынке реализации угля на законодательной основе;

— о внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении перечня биржевых товаров и минимального размера, представляемых партий, которые реализуются через торговые биржи» в части действующего механизма биржевой торговли, посредством установления объема максимальной разовой партии с целью доступа субъектов малого и среднего бизнеса.

Вместе с тем, с учетом позиций государственных органов, было принято решение о необходимости дополнительного изучения предложения об исключении непродуктивных посреднических структур на рынке реализации угля, в связи с чем данное мероприятие было включено в Дорожную карту по реализации приоритетных задач Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы, утвержденной приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 7 февраля 2015 года № 81, и будет проанализировано в 2016 году.

2. Анализ рынка розничной реализации нефтепродуктов

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от
27 февраля 2014 года № 757 «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан», проверки субъектов малого и среднего предпринимательства центральными государственными и местными исполнительными органами прекращены до 1 января 2015 года.

Так, Генеральной Прокуратурой Республики Казахстан (письмо от 23 июня 2014 года № 2-010713-14-33804) рекомендовано в период моратория на проверки принять меры, направленные на снижение административного давления на бизнес, в том числе ограничиться направлением обязательных для исполнения запросов только в адрес объединений субъектов рынка, государственных органов, а также отозвать ранее направленные субъектам малого и среднего предпринимательства запросы.

В связи с чем, территориальными подразделениями были отозваны запросы в адрес субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно статье 47 Закон Республики Казахстан «О конкуренции» определение доли субъектов рынка возможно при наличии информации от субъектов, доля объема поставки которых занимает в общем объеме поставки более восьмидесяти пяти процентов.

При этом, в ходе анализа были охвачены не все субъекты рынка, в связи с чем, изменения в Реестр были внесены не по всем областям республики.

Рынок розничной реализации нефтепродуктов характеризуется неразвитой конкуренцией и в большинстве регионов представлен крупными сетями автозаправочных станций.

По итогам анализа в Реестр было включено 5 субъектов рынка, исключено — 6 субъектов рынка, внесены изменения по 4 субъектам рынка, по сетям АЗС включены по 12 услугам, исключены по 5 услугам, внесены изменения по 10 услугам.

Проведенный анализ состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации нефтепродуктов показал наличие ряда проблемных вопросов, препятствующих развитию конкуренции на данном рынке.

1. Введение запрета на свободный ввоз нефтепродуктов из Российской Федерации.

Из-за существующего дисбаланса в структуре производства и потребления нефтепродуктов, недостающие объемы нефтепродуктов ввозятся в республику из Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 марта 2014 года № 176 «О некоторых вопросах поставок нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации» Министерству нефти и газа Республики Казахстан совместно с акционерным обществом «Национальная компания «КазМунайГаз» (по согласованию) поручено принять необходимые меры по ввозу из Российской Федерации в Республику Казахстан нефтепродуктов в объеме, предусмотренном индикативным балансом нефтепродуктов на 2014 год в соответствии с графиками поставок нефтепродуктов.

В рамках исполнения указанного постановления решением Правления АО «Национальная компания «КазМунайГаз» от 12 марта 2014 года (протокол № 26) ТОО «КазМунайГаз Өнімдері» было определено лицом, ответственным за ввоз из Российской Федерации в Республику Казахстан нефтепродуктов.

Тогда как, у других розничных реализаторов возможность ввоза нефтепродуктов из Российской Федерации отсутствовала.

2. Отсутствие Правил распределения нефтепродуктов на региональном уровне.

В целях обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», утверждает план поставок нефтепродуктов исходя из потребностей областей, городов республиканского значения и столицы в нефтепродуктах, производимых в Республике Казахстан, на розничную реализацию которых установлено государственное регулирование цен.

Последующее распределение нефтепродуктов розничным операторам осуществляется на местном уровне акиматами.

При этом, на законодательном уровне отсутствует соответствующий единый порядок распределения нефтепродуктов в регионах, и как следствие установлено применение разных подходов при отборе региональных операторов, в связи с чем в отдельных регионах между ресурсодержателями и розничными реализаторами создаются дополнительные посредники.

В этой связи, были направлены следующие предложения в Министерство энергетики Республики Казахстан о:

— принятии Правил распределения нефтепродуктов в регионах четко регламентирующих порядок определения местными исполнительными органами региональных операторов, четкие процедуры, условия оплаты и поставки нефтепродуктов;

— о необходимости при введении ограничений на ввоз нефтепродуктов, предварительно анализировать текущую ситуацию (в том числе наличие договорных обязательств по импорту нефтепродуктов у других субъектов рынка нефтепродуктов), а также соблюдать нормы Закона Республики Казахстан «О конкуренции».

3. Анализ рынка оптовой и розничной реализации сжиженного нефтяного газа

Рынок оптовой (первичной) реализации сжиженного нефтяного газа (далее – СГ) является высококонцентрированным, основной объем реализации приходится на вертикально-интегрированные компании. В настоящее время в Реестре состоят 7 предприятий: группа лиц в составе ТОО «Казахский газоперерабатывающий завод», ТОО «Павлодарский нефтехимический завод» и группа лиц в составе ТОО «PETROSUN», АО «СНПС-Актобемунайгаз», ТОО «ПЕТРОЧАЙНА Интернешнл Казахстан», АО «СНПС-АЙ ДАН МУНАЙ», ТОО «Тенгизшевройл» по совокупной доле доминирования свыше 50 %.

По оптовой (вторичной) и розничной реализации СГ в Реестре состоят 82 субъекта рынка в границах административно-территориальных единиц Республики Казахстан, локальные рынки реализации СГ в регионах характеризуются высокой концентрацией.

На рынке оптовой и розничной реализации СГ выявлены следующие барьеры:

— административные барьеры, заключающиеся в прохождении процедуры аккредитации газосетевыми организациями.

— экономические барьеры, связанные с необходимостью наличия соответствующей инфраструктуры, к примеру, баз хранения СГ объемом не менее 300 тонн.

По итогам анализа в Реестр было включено 53 субъектов рынка, исключено 54 субъекта рынка, внесены изменения по 34 субъектам рынка.

4. Анализ рынка хранение нефтепродуктов

Анализ был проведен в целях изучения текущей ситуации на рынке, в связи с принятым ограничением в Законе Республики Казахстан «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», в части запрета использования резервуара для реализации, а также хранения в целях последующей реализации нефтепродуктов двумя и более физическими и (или) юридическими лицами.

Таким образом, в одном резервуаре нефтепродукты может хранить только один субъект рынкаи соответственно занимает монопольное положение в границах одного резервуара.

По информации территориальных подразделений, ранее до введения вышеуказанной нормы, в одном резервуаре хранение нефтепродуктов осуществляли несколько субъектов рынка. Учитывая, что за услуги по хранению нефтепродуктов субъектами взимается плата только за определенный объем нефтепродуктов, то субъектам рынка выгоднее сдавать резервуары в аренду и получать оплату за аренду всего резервуара.

Кроме того, зачастую услуги по хранению осуществляются после завершения договора на аренду, востребованность услуги по хранению не высокая, при этом, строительство резервуаров для использования на собственные нужды является затратным.

По информации территориальных подразделений общее количество резервуаров в республике составляет порядка 6 626 резервуаров, объемом 3,69 млн.тн., из них:

— для собственных нужд используется 2 301 резервуаров, объемом 1,38 млн.тн. (37 %);

— для услуг аренды 3 860 резервуаров, объемом 1,31 млн.тн. (35,5 %);

— для услуг хранения 282 резервуара, объемом 552 тыс.тн. (14 %).

Таким образом, в общем объеме резервуарного парка республики 3,6 млн.тн, лишь 552 тыс.тн. или 14 % используется для услуг по хранению нефтепродуктов.

По данному анализу выявлены такие барьеры, какфинансовые вложения в связи с необходимостью приобретения либо строительства резервуарного парка, наличие законодательного запрета на использование резервуара для реализации, а также хранения в целях последующей реализации нефтепродуктов двумя и более физическими и (или) юридическими лицами и др.

По итогам анализа из Реестра были исключены субъекты, состоявшие по услуге хранение нефтепродуктов, ввиду прекращения осуществления данной деятельности.

Необходимо отметить, что в проект Комплексного плана включалось предложение об исключении из Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», запрета на использование резервуара для реализации, а также хранения в целях последующей реализации нефтепродуктов двумя и более физическими и (или) юридическими лицами.

Однако, данное предложение не поддержано Министерством финансов Республики Казахстан, ввиду того, что исключение вышеуказанной нормы приведет к невозможности осуществления функций по государственному контролю за оборотом нефтепродуктов и созданию схем по уклонению от уплаты налогов.

5. Анализ рынка оптовой и розничной реализации товарного газа

Основанием для проведения анализа рынка оптовой и розничной реализации товарного газа явилось изменение действующей схемы поставки товарного газа на внутренний рынок.

Так, с 1 июля 2014 года оптовой реализацией товарного газа в Республике Казахстан занимается Национальный оператор в лице АО «КазТрансГаз», при этом, розничную реализацию товарного газа в большинстве регионов осуществляет АО «КазТрансГазАймак».

Анализ и оценка конкурентной среды показали, что рынок оптовой и розничной реализации товарного газа является высококонцентрированным.

На сегодня в республике газифицировано 9 областей и г.Алматы, при чем, в Актюбинской, Атырауской, Костанайской, Западно-Казахстанской, Кызылординской, Мангистауской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областях АО «КазТрансГаз Аймак» является единственным розничным реализатором товарного газа, в отдельных районах Алматинской и Южно-Казахстанской областей наряду с АО «КазТрансГаз Аймак» розничную реализацию товарного газа осуществляет ряд газосетевых компаний.

Основными барьерами на рынке розничной реализации товарного газа являются:

— экономические и организационные ограничения, связанные с определенным объемом капитальных вложений при длительных сроках окупаемости;

— административные ограничения в виде необходимости согласования отвода земельных участков в целях транспортировки газа;

— отсутствие новых сетей газопроводов;

— отсутствие квалифицированного персонала (инженеров и т.д.);

— преимущество субъектов, действующих на рынке перед потенциальными участниками;

— слабая поддержка финансовыми институтами (банками второго уровня) в кредитовании данного сектора.

Необходимо отметить, что в соответствии с Законом Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках» государственное регулирование цен распространяется на товары (работы, услуги) субъектов регулируемого рынка, в том числе, в области газа с учетом особенностей, установленных Законом Республики Казахстан «О газе и газоснабжении».

По итогам анализа в Реестр было включено 7 субъектов рынка на рынке розничной реализации товарного газа, тарифы которых подпадают под государственное регулирование.

В антимонопольный орган поступают обращения от субъектов рынка об исключении их из Реестра, жалобы от потребителей на действия субъектов рынка на определенных товарных рынках.

При этом, ввиду действующей процедуры включения (исключения) субъектов в Реестр, отсутствия проблемных вопросов в других регионах и проведением анализов в соответствии с ежегодными планами анализа
и оценки состояния конкурентной среды, в 2014 году было
проведено 4 внеплановых анализа товарных рынков в тех регионах республики, по которым поступали обращения.

6. Анализ рынка розничной реализации электрической энергии по Костанайской области

Анализ рынка розничной реализации электрической энергии по Костанайской области был проведен в рамках судебных исков от ТОО «Алатау Энерготрейд Лимитед» и ТОО «Ремэнерго» об исключении их из Реестра ввиду снижения объемов реализации электроэнергии в 2013 году.

Так, ранее указанные субъекты рынка были включены в Реестр по итогам анализа розничной реализации электрической энергии за 2012 год.

Итоги проведенного анализа показали, что розничную реализацию (электроснабжение) в Костанайской области за 11 месяцев 2013 года фактически оказывали 17 субъектов рынка.

Рынок розничной реализации электрической энергии в Костанайской области характеризуется неразвитой конкуренцией.

Барьерами функционирования на данном рынке являются необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, дефицит электроэнергии, неурегулированность вопроса оплаты за электроэнергию.

По итогам анализа доля ТОО «Алатау Энерготрейд Лимитед» была подтверждена, ТОО «Ремэнерго» было исключено из Реестра, ввиду уменьшения объемов реализации электрической энергии.

7. Анализ рынка услуг по ремонту электросчетчиков по
Западно-Казахстанской области

Анализ был проведен в связи с обращением АО «Западно-Казахстанская распределительная электросетевая компания» об исключении его из Реестра, ввиду прекращения осуществления деятельности.

По итогам анализа установлено, что на анализируемом товарном рынке услуги оказывает единственный субъект рынка — АО «Национальный центр экспертизы и сертификации», объем оказанных услуг в 2013 году составил ремонт 1 счетчика, в 2014 году данная услуга не оказывалась.

Отсутствие спроса у населения Западно-Казахстанской области данный вид услуги, по итогам проведенного опроса, объясняется долгим сроком эксплуатации электросчетчиков, недостаточной информированностью о данной услуге и ее стоимости и др.

Рынок ремонта электросчетчиков по Западно-Казахстанской области отнесен к высококонцентрированному типу рынка. Проведенный анализ выявилтакие барьеры, какпервоначальные инвестиции, квалифицированные кадры, сложность приобретения запасных частей к электросчетчикам (разные типы счетчиков), трудности определения гарантийного срока после ремонта, ввиду несоблюдения жильцами условий эксплуатации счетчиков.

По итогам анализа АО «Западно-Казахстанская распределительная электросетевая компания» было исключено из Реестра, при этом, новые субъекты в Реестр не включены.

8. Анализ рынка услуг по содержанию электролиний, автоматизации процесса уличного освещения по г. Алматы

Анализ рынка услуг по содержанию электролиний, автоматизации процесса уличного освещения был проведен в рамках требования Прокуратуры Бостандыкского района г. Алматы.

В ходе проведенного анализа установлено, что рынок услуг по содержанию электролиний, автоматизации процесса уличного освещения в г.Алматы является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией. В границах г.Алматы услуги по содержанию линий и автоматизации процесса уличного освещения оказывает только АО «Алматыгорсвет».

При этом, указанные услуги оказываются АО посредством государственных закупок, заказчиками которых являются районные акиматы г.Алматы.

По итогам изучения конкурсной документации районных акиматов
г. Алматы, признаков нарушения антимонопольного законодательства в части антиконкурентных действий государственных органов не установлено.

По данному анализу выявлены такие барьеры, какнеобходимость наличия оснащенной материально-технической базы; специализированного автотранспорта (включая автогидроподъемники), вспомогательного оборудования по ремонту осветительной арматуры и автотранспорта; квалифицированный штатом инженерно-технических работников обслуживающий персонал с соответствующей группой допуска к электроустановкам с напряжением до 1000 В и др.

По итогам анализа принято решение об отсутствии целесообразности включения в Реестр АО «Алматыгорсвет», поскольку услуги, оказываемые обществом закупаются посредством государственных закупок, в связи с чем целесообразность включения его в Реестр с целью рассмотрения его действий в дальнейшем на предмет злоупотребления доминирующим положением (в т.ч. монопольной высокой цены) отсутствует.

9. Анализ рынка услуг по техническому обслуживанию газопотребляющих систем и газового оборудования коммунально-бытовых и бытовых потребителей по Западно-Казахстанской, Кызылординской областям и г. Алматы

Анализ рынка услуг по техническому обслуживанию газопотребляющих систем и газового оборудования коммунально-бытовых и бытовых потребителей в Западно-Казахстанской, Кызылординской областях и г.Алматы был проведен в связи с обращениями потребителей на действия субъектов данного рынка и субъекта рынка об исключении его из Реестра.

В соответствии со статьей 19 Закона Республики Казахстан «О газе и газоснабжении» запрещается эксплуатация газопотребляющих систем и газового оборудования коммунально-бытовых и бытовых потребителей без заключения договора на их техническое обслуживание.

Техническое обслуживание газопотребляющих систем и газового оборудования коммунально-бытовых и бытовых потребителей – комплекс мероприятий, выполняемых для поддержания в исправно и работоспособном состоянии газового оборудования.

Анализируемый рынок в Западно-Казахстанской, Кызылординской областях и г.Алматы является высококонцентрированным, с неразвитой конкуренцией. Признаки нарушения антимонопольного законодательства не установлены.

Выявлены такие барьеры, как значительные первоначальные капитальные вложения для приобретения соответствующих приборов и инструментов; подготовка работников по техническому обслуживанию бытового и коммунально-бытового газового оборудования; необходимость прохождения аттестации для осуществления технического обслуживания газопотребляющих систем в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области промышленной безопасности на право производства работ в области промышленной безопасности.

По итогам анализа в Реестр было включено 2 субъекта рынка, исключен 1 субъект рынка.