Отмена регулирования АИ-80

Нефтеперерабатывающие заводы Казахстана снизили объемы производства бензина Аи-80 (А-76) в несколько раз. Причина — падение спроса за последние 10 лет и, как следствие, рентабельности.

Спрос на этот вид бензина со стороны внутренних потребителей упал настолько, что его производство стало для НПЗ нерентабельным. Хотя на нем все еще работает заметное количество автомобилей. В основном, это грузовики исельхоз спецтехника.

Снижение производства Аи-80 является закономерным и впоследствии должно будет привести к его полному прекращению. Технологии развиваются, и устаревшие их виды уходят.

В настоящее время в связи с дефицитом АИ-80 потребителямнеобходимо менять двигатели, потому что в большинстве случаев 92-й бензин использовать нельзя, либо менять машины. Потребители понимают, что технику надо переводить на высокооктановый бензин, но пока не могут себе этого позволить.

Общеизвестно, что высоким спросом Аи-80 пользуется у сельскохозяйственных предприятий. Которые ощущают дефицитбензина АИ- 80 на протяжении нескольких лет. В минэнерго неоднократно обсуждался вопрос запрета производства АИ-80, однако в последствий снимался, так как мог привести к социальным последствиям.

Учитывая, что параллельно в республике планируется внедрение требований ста ндартов «Евро-4» и «Евро-5» предусматривающие сертификацию спецтехники, использующих низкокачественное топливо и имеющих функцию ограничения крутящего момента двигателя, отмена госрегулирования цен на АИ-80 не логична. Так как производство этого вида бензина окажется под запретом.

Однако инфраструктура для использования высококачественного топлива (Евро-4, Евро-5) в отдаленных районах еще недостаточно подготовлена. Кроме того, на сегодняшний день, недостаточно подготовлена инфраструктура автопарка городских спецтехник, министерств обороны и внутренних дел. В этой связи необходимо параллельно стимулировать потребителей обновлять автопарк. Такая работа со стороны уполномоченных органов не отмечается.