Рынок ГСМ (в ракурсе антимонопольной политики)

Статья 122 Предпринимательского кодекса, ценообразование на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен.

  1. Государство регулирует цены на розничную реализацию нефтепродуктов в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов.
  2. Уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов по согласованию с уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий, в порядке, утвержденном уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов, устанавливает предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен.
  3. Розничные реализаторы нефтепродуктов при реализации нефтепродуктов обязаны не превышать установленные предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен.
  4. В случаях государственного регулирования цен на розничную реализацию нефтепродуктов предельные цены устанавливаются не более одного раза в месяц.

Год за годом по всей территорий Республики, в каждой отдельно взятой области проводятся анализы рынка различных видов нефтепродуктов, а также расследований.

Необходимо отметить, что в настоящее время, особенности структуры внутренних рынков нефтепереработки и нефтепродуктообеспечения не позволяют говорить о формировании внутриреспубликанских рыночных цен на нефтепродукты, а также об их экономической обоснованности.

Ценообразование на нефть фактически формируются в рамках трансфертного ценообразования вертикально-интегрированных нефтяных компаний, которые в силу доминирующего положения на целом ряде сегментов рынка, имеют возможность не только формировать цены по цепочке добыча – переработка – оптовая продажа, но и влиять на уровень совокупной цены на выходе конечного товара (розничная продажа).

При этом, ситуации с повышением цен на горюче-смазочные материалы рассматриваются ежегодно и регулярно в период, предшествующий весенним (посевным), осенним (уборочным) работам, а также осенне-зимнему отопительному периоду.

Рассмотрение вопроса в основном происходит в направлении поиска мер, которые могут иметь краткосрочный эффект стабилизации ситуации с ценами на горюче-смазочные материалы, но которые, однако, не способны привести к кардинальному изменению ситуации и предотвращению регулярного возникновения необходимости решения вопросов по предотвращению повышения цен на ГСМ. Сезонный рост цен на бензины и дизельное топливо объясняется многими внутренними и внешними факторами. Среди них, благоприятная внешняя конъюнктура, снятие ограничений на транспортировку нефти и нефтепродуктов, увеличение внутреннего спроса на бензин и дизельное топливо, связанного в том числе с подготовкой к весенне-полевым работам и появлениям автомобилистов, не пользовавшихся автотранспортом в течение зимнего периода времени, наличие конфликтной ситуации между производителями стали, трубной заготовки и нефтяными компаниями.

Таким образом, некоторое повышение цен на бензины и нефтепродукты в целом прогнозируемо. В связи с этим речь должна идти о недопущении необоснованного завышения указанных цен и обеспечения рыночных механизмов ценообразования.

Предпринимательский кодекс в силу отсутствия гибкого подхода определения действий субъектов рынка, дает возможности антимонопольной службе принимать решения о нарушениях. И соответственно принимать меры реагирования выраженные в крупных штрафах.

В этой связи необходимо привлекать экспертные организации имеющие опыт работы по анализу как внутреннего, так и внешнего рынка ГСМ.