Тендер проводимый субъектом естественных монополий

Статья 18-4. Особенности осуществления закупок субъектом естественной монополии

1. Закупка услуг (товаров, работ), затраты на которые учитываются при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии, осуществляется в форме тендера, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4, 4-1 и 5 настоящей статьи.

2. Тендер проводится субъектом естественной монополии с соблюдением следующих принципов:

1) открытость и гласность проведения тендерных процедур;

2) обеспечение всем потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в тендере;

3) добросовестная конкуренция среди потенциальных поставщиков;

4) поддержка отечественных товаропроизводителей и отечественных поставщиков работ, услуг;

5) оптимальное и эффективное расходование денег, используемых для закупок;

6) приобретение качественных товаров (работ, услуг);

7) увеличение доли местного содержания в товарах (работах, услугах), закупаемых субъектом естественной монополии;

8) контроль и ответственность за принимаемые решения;

9) минимизация участия посредников в процессе закупок.

2-1. Закупки стратегических товаров субъект естественной монополии осуществляет непосредственно у производителей стратегических товаров, за исключением случаев:

1) наличия подтвержденного государственным органом, осуществляющим руководство в области электроэнергетики, дефицита электрической энергии на соответствующем товарном рынке;

2) несоответствия субъекта естественной монополии условиям для участия в оптовом рынке электрической энергии, предъявляемым к потребителям;

3) закупки электрической энергии на хозяйственные нужды субъектов естественных монополий в сферах передачи и распределения электрической энергии, электрической энергии с целью компенсации отклонений фактического межгосударственного сальдо-перетока электрической энергии от планового на границе с энергосистемами сопредельных государств;

4) закупки газа у газораспределительных организаций в соответствии с законодательством Республики Казахстан о газе и газоснабжении;

5) закупки электрической энергии в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области поддержки использования возобновляемых источников энергии.

При этом стратегическими товарами являются — уголь, газ, мазут, дизельное топливо, используемые в качестве топлива для производства тепловой энергии субъектами естественных монополий, электрическая энергия — для субъектов естественных монополий в сферах передачи и распределения электрической энергии, водоснабжения и (или) водоотведения, тепловая энергия — для субъектов естественных монополий в сфере теплоснабжения и для нормативных потерь в сфере передачи и (или) распределения тепловой энергии, газ — для собственных нужд и потерь для субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа или газового конденсата по магистральным и (или) распределительным трубопроводам, покупная вода — для субъектов естественных монополий в сферах водоснабжения, производства тепловой энергии (пп. 13) статьи 3 Закона).

3. Порядок проведения закупок определяется уполномоченным органом, «Правила закупок субъектами естественных монополий товаров,работ и услуг, затраты на которые учитываются при утверждениитарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней итарифных смет на регулируемые услуги», утвержденные приказом Министранациональной экономикиРеспублики Казахстанот 20 января 2015 года № 18.

Данный порядок не распространяется на случаи проведения закупок:

в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках;

субъектами естественных монополий, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат национальному управляющему холдингу.

Косвенная принадлежность означает принадлежность на праве собственности или доверительного управления акций (долей участия в уставном капитале) субъектов естественных монополий через последующую организацию национальному управляющему холдингу.

3-1. Субъект естественной монополии вправе выступать в качестве единого организатора конкурса для своих аффилиированных лиц.

4. В случаях, установленных законодательством Республики Казахстан, субъект естественной монополии может осуществить закупки способом из одного источника, тендера с применением двухэтапных процедур, запроса ценовых предложений, в том числе посредством электронных закупок.

4-1. Покупка электрической и (или) тепловой энергии у энергопроизводящей организации, использующей возобновляемые источники энергии, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области поддержки использования возобновляемых источников энергии.

5. Субъект естественной монополии вправе осуществлять закупки товаров (работ, услуг) без проведения тендера в случае, если годовые объемы закупок в стоимостном выражении не превышают предельного размера, установленного Правительством Республики Казахстан.

5-1. Два и более аффилиированных лица субъекта естественной монополии не имеют права участвовать в тендере (лоте), проводимом указанным субъектом естественной монополии, за исключением случаев, установленных Правительством Республики Казахстан.

6. По требованию участника тендера ему должна быть предоставлена исчерпывающая письменная информация о его результатах и причинах выбора победителя.

7. Уполномоченный орган вправе до заключения субъектом естественной монополии договора с победителем тендера, проведенного с нарушениями законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях, отменить его результаты и обязать субъект естественной монополии провести повторный тендер.

8. В случае нарушений субъектом естественной монополии требований о проведении тендера, установленных законодательством Республики Казахстан, при приобретении товаров (работ, услуг) уполномоченный орган вправе:

1) отклонить заявку субъекта естественной монополии на утверждение тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней, если нарушения обнаружены уполномоченным органом в ходе рассмотрения заявки на утверждение тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней;

2) инициировать изменение тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии или их предельных уровней и принять решение об утверждении временного компенсирующего тарифа для возмещения потребителям убытков, причиненных субъектом естественной монополии, если нарушения, причинившие убытки потребителям, обнаружены уполномоченным органом в период действия тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней.

9. Требования, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на субъекты естественных монополий, осуществляющие закупки балансирующей электроэнергии, электрической энергии на централизованных торгах, спот-рынке в соответствии с законодательством Республики Казахстан об электроэнергетике, а также на субъекты естественных монополий малой мощности.

Субъектом естественных монополий малой мощности признаются — субъект естественной монополии, осуществляющий реализацию услуг:

  • — по производству, передаче, распределению и (или) снабжению тепловой энергией от отопительных котельных с общей установленной мощностью до двадцати Гкал/час включительно;
  • — водоснабжения и (или) водоотведения объемом до пятисот тысяч кубических метров в год;
  • — по подаче воды для орошения объемом до тридцати миллионов кубических метров в год;
  • — в сфере подъездных путей объемом до пятидесяти тысяч вагон/км, вагон/час;
  • — по передаче и (или) распределению электрической энергии объемом до двадцати пяти миллионов кВт·час в год.

К субъекту естественной монополии малой мощности также относится субъект естественной монополии по регулируемой услуге, доход от которой не превышает пяти процентов дохода от всех регулируемых услуг субъекта естественной монополии за один календарный год. При этом по оставшимся регулируемым услугам субъект естественной монополии не относится к субъекту естественной монополии малой мощности (пп. 8) статьи 13 Закона ).