— Ценообразование субъектов государственной монополий

Ценообразование субъектов государственной монополийСтатья 120. Ценообразование на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектами государственной монополии

1. Правила ценообразования на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии, утверждаются антимонопольным органом.

2. Государственной монополией является исключительное право государства на производство, реализацию или покупку какого-либо товара на конкурентном рынке, вводимое в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Реализация исключительного права осуществляется путем создания субъекта государственной монополии. Субъектом государственной монополии, за исключением Государственной корпорации «Правительство для граждан», Фонда социального медицинского страхования, может быть только государственное предприятие, созданное Правительством Республики Казахстан либо местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы по решению Правительства Республики Казахстан.

Министерством национальной экономики приняты соответственно Правила ценообразования на товары, работы, услуги, производимыеи реализуемые субъектом государственной монополии от 15 марта 2016 года №134.

Правилом дается понятие ценообразованию как процессу формирования и рассмотрения цен на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии. При этом формирование цен на товары, работы, услуги осуществляется на основании раздельного учета затрат по каждому виду товаров, работ, услуг (п. 3 Правил). В случае отсутствия у субъекта раздельного учета затрат по видам товаров, работ, услуг затраты субъекта разделяются по видам реализуемых товаров, работ, услуг на основе косвенных методов, предусматривающих определение затрат, относящихся к определенному виду деятельности субъекта, реализующих товары, работы, услуги по удельному весу доходов (объемов, затрат на оплату труда производственного персонала) в общих затратах субъекта. Необходимо отметить, что косвенный метод определения отнесения затрат может производиться на усмотрение уполномоченного органа, так как конкретного порядка не предусмотрено.

Кроме того, пунктом 4 Правил предусмотрено что формирование цен на товары, работы, услуги производимые и реализуемые вновь образованным субъектом осуществляется на основании планируемых затрат, при условии повторного прохождения экспертизы цен по истечении календарного года по образуемым фактическим затратам. Уполномоченным органом в рамках рассматриваемых 2016-2017 года заявок, впервые подавшие заявки субъекты также были рассмотрены как вновь образованные.

Далее Правила определяют, что включается в себестоимость для формирования обоснованной цены (п. 5), расходы, не относящиеся непосредственно к производству (оказанию) товаров, работ, услуг (п. 6), перечень документов и информации, необходимых для проведения экспертизы цен (п. 8).

В случае не выполнения требовании Предпринимательского кодекса и Правил ценообразования меру наказания предусматривает Кодекс об административных правонарушениях (Статья 160. Нарушение законодательства Республики Казахстан о государственной монополии

1. Несоблюдение субъектом государственной монополии ограничений, установленных законодательством Республики Казахстан о государственной монополии, —

влечет штраф в размере трехсот месячных расчетных показателей.

2. Осуществление деятельности, отнесенной к сфере государственной монополии, не уполномоченным лицом —

влечет штраф на физических лиц в размере ста, на субъектов малого предпринимательства — в размере ста пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства — в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства — в размере трехсот месячных расчетных показателей, с конфискацией предметов и (или) орудия совершения административного правонарушения или без таковой).