— Что такое субъект рынка?

Кто такой субъект рынка (антимонопольный контекст) – часто задаются вопросом: Субъект рынка — физическое и (или) юридическое лицо Республики Казахстан, а также иностранное юридическое лицо (его филиал и представительство), осуществляющее предпринимательскую деятельность. Насколько я понимаю из буквального толкования закона, этот термин применяется исключительно к действующим субъектам рынка, а не впервые создаваемых. Более того, создание товарищества и приобретение товарищества — это не одно и тоже.

В правоприменительной практике, поскольку на этапе создания какого – либо субъекта рынка невозможно определить, будет ли доля создаваемого субъекта рынка превышать тридцать пять процентов на соответствующем товарном рынке, а также принимая во внимание, что в традиционной экономической теории наряду с доминирующим положением существуют монопольные, а также олигопольные положения субъектов рынка, данная норма не нашла своего отражения в Законе Республики Казахстан от 25 декабря 2008 года «О конкуренции».

В то же время, в соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» государственная регистрация субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке, а также государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству, и аффилиированных с ними лиц, которые будут осуществлять свою деятельность на территории Республики Казахстан, за исключением случаев, когда такое создание прямо предусмотрено законами Республики Казахстан, осуществляется регистрирующим органом с предварительного согласия антимонопольного органа.

Таким образом, в случае создания юридического лица, учредителем которого не является субъект рынка, занимающий доминирующее или монопольное положение, то данная сделка не подлежит согласованию с антимонопольным органом.

При этом, в случае создания юридического лица, учредителем которого является субъект рынка, занимающий доминирующее или монопольное положение, то данная сделка подпадает под условие, предусмотренное пп. 1) п. 1 ст. 272 Предпринимательским кодексом

Пунктом 2 этой же статьи Закона предусмотрено, что группа лиц рассматривается как единый субъект рынка. Положения настоящего Закона, относящиеся к субъектам рынка, распространяются на группу лиц (понятие «группа лиц» раскрыто в статье 272 Предпринимательского кодекса).

Следовательно, если в результате данной сделки будет образована группа лиц, которая может усилить доминирующее положение субъекта рынка, создающего новое юридическое лицо, то в силу требований, установленных Законом «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» такое создание подлежит согласованию с антимонопольным органом.